Толерантность в Исламе

16 января 2013 16:49

История религии начинается вместе с историей человечества. Первые объяснения явлений, происходивших в непосредственном окружении человека, основывались только на вере. Это стало причиной того, что религия начала играть важную роль в таких сформировавшихся со временем специфических для человека сферах деятельности, как наука, культура, искусство, право и мораль, а также в деятельности общественных институтов.

Не имея веры, человек не способен осознать свою собственную сущность, свое место, роль и положение во вселенной.

Религия - стезя Всевышнего, а безбожие - путь сатаны.

Вот почему беспощадная вражда между религией и безбожием продолжалась со времен Адама до наших дней. Те, кто отвергает религию, со временем теряют уважение к таким ценностям и понятиям, как честь, родина, нация и патриотизм. Религия ведет человека по верным путям и приводит его к радостным для него результатам, там, где нет религии, и речи быть не может не только о высокой нравственности и благородстве, но и о простом счастье. Ибо источником нравственности и благородства является совесть. А на совесть по-настоящему может воздействовать только религия.

А что касается религии Ислам, то эта религия означает «перемирие, мир, преданность», а также «спокойствие».

Ислам призывает всех людей жить вместе, свободно, под одним сводом законов. Ислам запретил любое проявление эгоизма, дикости, деспотизма, несправедливости и по большому счету искоренил их. В Исламе и в понятии серьезного мусульманина искоренен принцип тирании, гласящий, что «истина в силе», вместо этого установлены принципы: «сила в правде, силен тот, кто прав»; люди не брошены на произвол корыстных и эгоистичных законов, принятых беззаконниками. Ислам объявил о том, что все люди являются достойными уважения, и определил человеку место, которое выше всех остальных живых существ.

В Коране говорится: «Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали» (сура Исра, 17:70). И в действительности, по исламу имущество, жизнь и честь другого человека, будь то даже неверующий, являются неприкосновенными. По исламу нельзя ущемлять, попирать права индивидуума, даже если это и идет на пользу всему обществу. Права отдельной личности также почитаемы и возвышены, как и права всех людей вместе взятых.

Благодаря высокому уважению, которым Ислам удостоил человека, мусульмане на протяжении всей истории несли справедливость, свободу и человеколюбие в места, куда они стремились. Они так поступали, следуя заветам Пророка, как это делал Абу Бакр, когда отправлял мусульман под предводительством Усамы в Сирию.

«О, Усама! Не изменяйте данному слову, не чините бесправия, не грабьте имуществ, не убивайте детей, стариков, женщин. Не уничтожайте финиковые сады. А также не трогайте фруктовые деревья. Не убивайте овец, крупнорогатый скот и верблюдов, если только не хотите употребить их в пищу. По дороге вы можете встретить людей, уединившихся в молельнях, не трогайте их и не мешайте им совершать поклонения…»


Сподвижник Пророка Гарафа ибн Харис сказал Амр ибн Аль-Асу следующее:

  1. Нам пророк повелел не вмешиваться в церковные дела и позволять им совершать свои молебны как они того хотят.
  2. Не обязывать их тому, что им не под силу будет выполнить.
  3. Сражаться вместе с ними, если нападет на них враг.
  4. Они могут принимать любые решения в отношении своих личных дел.
  5. И кто будет жить по нашим законам, мы будем выносить решения или судить, как повелел Аллах и Его Посланник. А если же они не захотят этого, то мы не станем их принуждать.

Мусульмане позволяли приверженцам других религий исповедовать и жить по законам своих религий, они также не видели ничего зазорного в том, что мечеть и церковь располагались рядом друг с другом. Сам Пророк Аллаха Мухаммад (с.а.в.) предоставил делегации христиан из Неджрана свою мечеть для совершения ими своих молений. Если же со временем в некоторых исламских странах или же у некоторых мусульман это понимание исчезло, то это вовсе не связано с Исламом. Будет правильнее искать иные причины, будь то социальные, психологические или же личного характера. Пророк Махаммад (с.а.в.) поощряет хорошо относиться к людям иной веры: «Кто будет притеснять иноверца, подданного исламского государства, тому я соперник. А чей я соперник, с тем я сведу счеты в Судный день». Разве осмелится мусульманин, верующий в Судный день, предстать перед Пророком для сведения счетов?

Для того чтобы понять, какое значение Ислам придает миру, необходимо изучать образ жизни Пророка Аллаха. И тот, кто знает Аллаха, Коран и Пророка, он знает, что к законной цели необходимо идти легальными средствами и путями. По этой причине Ислам ни в коем случае не считает допустимыми средствами принуждение, насилие, анархию и террор. Более того, при доведении Ислама до сознания людей, даже таких тиранов, как фараон, повелевается молвить «доброе слово».

Коран следующим образом выражает это веление высокочтимым Мусе (Моисею) и Харуну: «Идите к фараону, потому что он в крайнем заблуждении. Обратитесь к нему в мягкой форме. Может он одумается или хотя бы воздержится» (Коран, 20:43-44).

Другой аят выражает то, что мягкое, доброе отношение Пророка к собеседникам является милостью Аллаха. «По милости, внушенной тебе Аллахом, ты (Мухаммад) простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Коран, 3:159). И руководствующиеся этими и многими другими доказательствами из Корана показывают красоту ислама, представляя его на практике.

Зам.Муфтия ПО, Имам-Хатыб «Соборной мечети» г. Пензы

Рафик хазрат Шабанов.