Что может сделать маленькая группа искренних мусульман в немусульманском окружении? Могут ли они рассчитывать на успех своей миссии по призыву окружающих в Ислам? Были ли в истории Ислама успешные примеры призыва к Истине целых народов маленькой группой верующих? Способны ли мы сегодня взять на себя этот масштаб задач?
Аллах Всевышний говорит в Своей Книге: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).
Череда пророков
Из всех граней личности Посланника Аллаха (мир ему) в данной статье мы коснемся такого эпизода в жизни Пророка (мир ему) и предыдущих пророков и посланников (мир им всем), как реализация уникальной миссии, возложенной на них Господом миров – призыва человечества к Единобожию.
Суть этой миссии предельно четко описал сам Господь в следующих аятах: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (33:45-46).
То же самое касается его предшественников: «И до тебя Мы посылали посланников. О некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали» (40:78).
Вся эта череда пророков и посланников (мир им всем) является ни чем иным, как своего рода десантом Всевышнего Аллаха, который Он направлял для реализации уникальной посланнической миссии среди человечества. Миссия десанта – высадиться на новую территорию, закрепиться на ней, найти средства к реализации миссии, с которой он на этой территории был высажен, и обеспечить ее успех.
Миссия же посланнического и пророческого десанта - призыв к Аллаху. Это тот путь, которым следовал Пророк Мухаммад (мир ему) и его последователи. Об этом сказал Всевышний: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно убеждению. Хвала Аллаху, я не отношусь к многобожникам» (12:108).
Пророческий десант
Каждый из пророков и посланников, а в особенности Пророк Мухаммад (мир им всем), будучи направленным к тому или иному народу, будучи десантированным на определенную территорию, жизнью своей и смертью служил той миссии, которая на него была возложена.
Каждый из них сокрушал заблуждения народа, среди которого оказывался, совершал настоящую культурную, идеологическую и мировоззренческую революцию в умах и сердцах своих последователей.
Мы мусульмане, как последователи нашего Пророка, как наследники всех пророков и посланников (мир им всем), также являемся призывающим и увещевающим десантом на пути Аллаха. Никто не гарантирует десанту успеха в реализации их миссии, поскольку они высаживаются на территории с минимальным снаряжением, но с максимальной предварительной подготовкой.
Но от успеха миссии десанта зависит успех целых армий и целых стран. Именно этому нас учит история посланнических десантов величайших пророков - Нуха, Ибрахима, Мусы, Исы, Мухаммада (мир им всем).
Эстафета призыва
Но способны ли простые смертные повторить их путь, поставить перед собой столь же масштабные задачи по призыву в Ислам целых народов и совершению настоящих культурных и идеологических революций в сознании своих современников?
Не только способны, но и обязаны. Во-первых, Аллах Всевышний предписывает Своему Посланнику (мир ему) говорить в контексте даават-миссии не только о себе, но и о последователях: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно убеждению. Хвала Аллаху, я не отношусь к многобожникам» (12:108). А последователями Посланника Аллаха (мир ему) являлись такие же простые люди, как и мы с вами.
Во-вторых, в даават-десанте Аллах Всевышний не возложил на человека ничего, что было бы ему не под силу. Об этом Он сказал в Своей Книге прямым текстом: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).
Ярчайшим примером возможности простого человека повторить путь пророков и посланников (мир им всем), а также в одиночку реализовать невероятно масштабный, яркий и убедительный призыв к Исламу целых племен и народов, является молодой мусульманин, которого Посланник Аллаха (мир ему) послал проповедовать Единобожие в Йасриб – будущую Медину.
Открыватель Йасриба
Его звали Мусаб ибн Умайр (да будет доволен им Аллах). Он был одним из самых богатых людей Мекки и происходил из очень древней аристократической семьи. Как пишут историки, до Ислама Мусаб очень возгордился своим имуществом и знатным родом.
Он всегда носил только самую дорогую одежду, но и этим не ограничивался. Свое платье он одевал только один раз, никогда не использовал его в дальнейшем. Выкидывал наилучшие одежды после всего лишь одного использования!
Когда он принял Ислам, ему было всего лишь 17 лет. Но он уверовал искренне и навсегда! Ради истинной веры он оставил богатство, близких, родной город и по поручению Посланника Аллаха (мир ему) десантировался в Йасрибе, где начал масштабный призыв жителей этого города к Исламу.
На новом месте он целиком посвятил себя реализации своей миссии. Сила, яркость и убедительность его призыва оказались настолько мощными, что жители Йасриба один за одним начали посещать собрания молодого проповедника. И вскоре в Йасрибе не осталось ни одного дома, куда бы ни проникла весть об Исламе.
Революция Мусаба
Именно через его призыв в Ислам пришли величайшие герои Йасриба и уммы Мухаммада (мир ему) Муаз ибн Джабаль, Амр ибн аль-Джамух, Аббад Ибн Бишр аль-Ашхали и другие (да будет доволен Аллах ими всеми).
Своей мудростью и мягкостью ему удалось призвать в Ислам вождей йасрибского племени аль-аус Асйада ибн аль-Худайра и Саада ибн Муаза, а также одного из вождей племени аль-Хазрадж Сабита Ибн Кайса аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими всеми).
Именно по причине столь самоотверженного усердия на пути исламского призыва, по причине столь самозабвенной и искренней реализации Мусабом (да будет доволен им Аллах) своей миссии Аллах сделал Йасриб местом, куда переселился Посланник Аллаха (мир ему). Этот город стал надежным убежищем, политическим центром первого в истории исламского государства.
Это и есть пример того, как один человек, своей искренностью и самоотверженностью смог повторить подвиги пророков и посланников в реализации той миссии, которую на них возложил Всевышний. Это пример того, как один человек своей жизнью осуществил настоящую революцию в умах и сердцах целых племен и послужил поворотной точкой в истории Единобожия.
Вспоминая путь Посланника Аллаха (мир ему) и его величайших сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми), мы должны осознать, что все эти истории вспоминаются не ради забавы и увеселения.
Они вспоминаются для того, чтобы каждый из нас смог осознать тот уровень самоотдачи и самоотверженности, который от нас требует реализация миссии, возложенной на нас Господом миров.
Для того, чтобы каждый из нас осознал, что ему под силу стать новым Мусабом и причиной нового поворотного пункта в истории Ислама.
Так кто из вас, братья, готов стать новым Мусабом?..
Курахви, Ансар.ру
Приоритеты в Исламе – 14.01.2013
Кто может заниматься призывом к Исламу? – 09.01.2013