В мире конкуренции и непрерывной борьбы за прогресс и процветание мусульманам следует чаще напоминать самим себе об исламской этике труда и профессионализма. Им следует вернуться к Сунне (традиции) всех Пророков и проявлять наилучшие качества в своей работе.
В современном мире, когда мы думаем о профессионализме или выдающихся достижениях в карьере, обычно нам приходят в голову особенности трудовой дисциплины японцев, или людей в Америке и западной Европе. Конечно, мы можем научиться чему-то полезному у народов этих стран, но нам следует иметь в виду и важность профессионального отношения к своей работе согласно нашей религии. Мы не должны забывать, что качественный труд и выдающиеся успехи в работе являются двумя важными принципами Ислама.
Ислам – религия действия, а не безделья. В Коране почти всегда при упоминании слова «вера» неизменно следует словосочетание «благие дела». Все мы знакомы с часто повторяющимся в Коране оборотом «аману уа амилу салихат» (те, кто верует и делает благие дела).
В Коране слово ‘амаль (работа) фигурирует 360 раз, а его синоним фи’л – 109 раз. Частое использование слова «работа» в Коране и многочисленных хадисах подчеркивает необходимость активной жизненной позиции каждого верующего. Ислам не поддерживает пассивного и ленивого ожидания благословений от Аллаха. Аллах не может быть доволен теми мусульманами, которые время от времени выполняют некоторые простейшие ритуалы, а остальное время проводят в праздном безделье, смотря телевизор или сплетничая с друзьями и родственниками.
Иными словами, учение Ислама не предполагает, что мусульманам достаточно провозглашать себя верующими и выполнять некоторые обряды, но не приносить никакой пользе себе или обществу. Отнюдь, в Исламе истинная вера и искренние поступки неразделимы. Ислам пропагандирует необходимость стараний и усердия, чтобы заработать материальный достаток, даруемый Аллахом. В Коране говорится:
«Что человеку воздастся только за его деяния, что деяния человека будут представлены ему в День воскресения. И тому, кто творил благие дела, будет почесть, а тому, кто творил неблагочестивые деяния - порицание. Потом человеку полностью воздастся за его деяния» (53:39-41).
Выдающий классический мусульманский ученый имам Аль-Газали упоминает в своей фундаментальной работе «Ихья’ ‘Улюм Ад-Дийн» (Возрождение религиозных наук), что Пророк Иисус (мир ему) однажды встретил человека, который полностью посвятил себя служению Богу.Иисус спросил человека, чем он зарабатывает на жизнь. Тот ответил, что его брат работает и обеспечивает его пропитанием. Тогда Иисус сказал ему: «Твой брат более набожен, чем ты».
Аль-Газали также упомянул пример Умара ибн Аль-Хаттаба, который говорил людям:
«Никто из вас не должен думать, что дуа о пропитании без труда спасет его, ведь с неба не падает ни золото, ни серебро в виде дождя».
Что касается тяжелой работы, Пророк Мухаммад (мир ему) показывал лучший пример для подражания. В достоверных хадисах упоминается, как он молил Аллаха уберечь его от лености и безделья.
Нам всем известно, что даже до того, как он стал избранным посланником Бога, все знали о его трудолюбии и надежности. Это вызвало глубокое уважение со стороны его работодателя, Хадиджи, которая впоследствии сделала ему предложение.
Ислам не только поощряет нас к активному образу жизни и тяжелому труду. Он также подчеркивает необходимость максимально качественной работы, иными словами, Ислам поощряет всестороннее стремление к совершенству.
Ислам не просто рекомендует нам делать благие дела, он предписывает нам в директивной форме творить добро и преуспевать в благих деяниях:
«Пользуйтесь случаем и опережайте друг друга в сотворении добрых дел и благого. Ведь к Аллаху Единому - возвращение вас всех, и тогда Он сообщит то, в чём вы разногласили, и воздаст каждому из вас по его деяниям» (5:48).
В свете важности, которую Ислам придает усердию в работе, профессионализм входит в наши обязанности в этом мире. Мы, мусульмане, будучи творениями Аллаха, должны активно заниматься разрешенными профессиями во всех сферах жизни и преуспевать во всем, что не нарушает ключевые исламские ценности.
В неисламском смысле этого слова, в современном светском мире профессионализм иногда подразумевает умение солгать, исказить правду, а в некоторых профессиях требуется открывать аурат, чтобы выглядеть привлекательно в глазах клиентов. В большинстве случаем профессионализм в неисламской трактовке служит эгоистичным интересам без какой-либо этической составляющей и честности.
Без учета исламских ценностей люди могут трудиться и преуспевать в своих профессиях только ради самовосхваления и обогащения в этом мире. Коран называет такой труд и профессионализм сбившимся с пути, близоруким, неверно мотивированным. Аллах говорит:
«Скажи (о пророк!) тем, которые не уверовали: "Не сообщить ли вам про тех, кто понесёт наибольший убыток от дел своих и будет лишён награды? Тех, деяния которых оказались тщетными, ибо они отклонились в ближайшей жизни от подлинной веры, думая, что они делают прекрасные дела» (18:103-104).
Если у нас будет правильное намерение, и если мы способны преуспевать в угодной Богу работе, то наш профессионализм и труд может быть нашим спасением в мире ином, иншаАллах. Давайте приумножим наши усилия и благие дела согласно кораническим понятиям «амаль салих» и «ихсан».
Махмудуль Хасан, Ансар.Ru
Как Пророк проводил утренние часы – 26.03.2013
Юсуф Аль - Кардави: "Мусульманин должен заниматься важными проблемами своей уммы" – 20.03.2013
Крик души в адрес торговцев-мусульман – 06.03.2013