SMART-концепция постановки целей в социальной работе и бизнесе

03 февраля 2014 19:33

В ходе тренинговой работы Фонда «Альтаир» с молодежью в российских регионах мы сталкиваемся с тем, что в огромном количестве эта молодежь даже не может четко сформулировать свои цели.

Чего она хочет? К чему стремится? Насколько реальны их цели? Какими путями она стремится их достичь? Насколько эти цели правильно поставлены?

В подавляющем большинстве случаев все эти вопросы повисают в воздухе. Потому что у молодых активистов социального и бизнес поля на них нет ответов.

Оттого нам практически в каждом из российских регионов приходится начинать работу с молодежью с прописных истин и с управленческих азов.

Прописные истины

Итак, каким же образом правильно ставится и достигается цель? Классическая схема постановки целей включает в себя несколько вполне конкретных шагов.

Краткое их изложение выглядит так:

1. Сформулируйте свою цель
2. Запишите её
3. Составьте план достижения своей цели
4. Сделайте первый шаг
5. Держите в дальнейшем свою цель в фокусе своего внимания
6. Когда цель достигнута, обязательно отметьте этот момент

Однако это алгоритм последовательных шагов, показывающих, как настойчиво идти к реализации цели. Но данная схема не дает ответа на ключевой вопрос – насколько цели, которые мы ставим, правильно формулируются?

SMART-цели

Большинство людей формулирует цели крайне обобщенно и неопределенно. Например – «начать закаляться», «заняться здоровьем», «начать помогать бедным», «создать собственный бизнес» и т.д.

Из подобных целей не вытекают ни конкретные способы их достижения, ни конкретные сроки их реализации, ни ресурсы, за счет которых планируется их достигнуть.

В деле более четкой постановки целей нам может помочь уже известная по всему миру концепция SMART. Как отдельное слово «SMART» с английского переводится, как «умный».

Но в данном случае SMART – это аббревиатура, состоящая из 5 критериев ставящейся цели:

Данная концепция утверждает, что любая цель, которую вы себе ставите, должна соответствовать этим критериям. То есть она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной и определенной во времени.

Значение

Пояснение

S

Specific

Конкретная

Объясняется, что именно необходимо достигнуть.

Например,

«Увеличить количество добровольцев в благотворительной организации»

или

«Увеличить прибыль собственного бизнеса».

M

Measurable

Измеримая

Объясняется, в чем будет измеряться результат.

Например,

«Увеличить количество добровольцев в организации на 25 человек»

или

«Увеличить прибыль бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года».

A

Attainable, Achievable

Достижимая

Объясняется, возможно ли её достигнуть вообще и за счет каких ресурсов?

Например,

«Увеличить количество добровольцев в организации на 25 человек за счет привлечения студентов»

или

«Увеличить прибыль бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции».

R

Relevant

Уместная, значимая

Определяется, действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Действительно ли выполнение данной задачи необходимо?

Например,

«Увеличение количества добровольцев в организации на 25 человек за счет привлечения студентов продиктовано ростом количества нуждающихся в помощи малообеспеченных семей»

или

«Увеличение прибыли бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции продиктовано резким ростом конкуренции на рынке со стороны производителей более дешевой продукции и необходимостью направлять часть прибыли на освоение новых технологий»

T

Time-bound

Определенная во времени

Определяется, к какому конкретному времени нужно достигнуть цели?

Например,

«К июню увеличить количество добровольцев в организации на 25 человек за счет привлечения студентов, что вызвано ростом количества нуждающихся в помощи малообеспеченных семей»

или

«К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, что вызвано резким ростом конкуренции на рынке со стороны производителей более дешевой продукции и необходимостью направлять часть прибыли на освоение новых технологий»

Разноязыкая схема

Данная система формулировки целей получила невероятную популярность и распространение в мире. Ниже можно посмотреть пример того, как разъясняется данная схема на русском и английском языке.

Русская версия:

Английская версия

Вполне естественно, что данную концепцию уже давно с успехом применяют и на мусульманском Востоке. Ниже можно посмотреть пример ознакомления с данной схемой на арабском языке.

С той лишь разницей, что здесь аббревиатура SMART дополнена еще двумя критериями Execution (исполнение) и Rewarding (вознаграждение). И оттого она превращается в SMARTER – в дословном переводе с английского «более умный».

Ключевой фактор

Представление цели в виде SMART, или же в более расширенной версии – SMARTER позволяет детально сформулировать четкие цели. А уже на их основе четкий и реалистичный план действий по их достижению.

При этом у концепции SMART-целей есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к уже поставленным ранее целям позволяет моментально увидеть ошибки в их постановке и формулировании.

Если ваш сотрудник или начальник заявляет вам «Нам нужно повысить качество работы» или «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», то вы уже понимаете, что это слишком обобщенная и неконкретная постановка цели.

Если посмотреть на такую нечеткую формулировку через призму критериев SMART, то по каждому пункту у вас рождается ряд вопросов:

А если ваш сотрудник или начальник не знает ответов на все эти вопросы, или не формулирует их сразу – то и вся ваша работа теряет эффективность… А иногда даже и смысл …

И самое главное, надо осознать ключевой фактор. В нашей среде существует устоявшееся заблуждение, что мы должны ставить цели, только найдя под них ресурсы. Например, найти сначала богатого спонсора, а потом, исходя из его бюджета, ставить сразу большие цели.

Однако на практике все обстоит по-другому. Правильно поставленные и определенные цели сами открывают нам доступ к необходимым ресурсам. Если поставленные вами цели не открывают вам доступа к необходимым ресурсам, значит, они поставлены неправильно...

Руслан Курбанов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»