Мусульмане воспринимают любое космическое явление как признак существования и могущества Аллаха.
Мусульманин прибегает к Аллаху во всякое время, особенно в моменты солнечного и лунного затмения, если нуждается в Его помощи.
При жизни Пророка (мир ему и благословение) произошло солнечное затмение. Люди поспешили связать его с мирским событием, а именно, со смертью сына Пророка, Ибрагима. Но Пророк (мир ему и благословение) объяснил им истинный смысл этого явления.
В своем собрании хадисов имам Муслим сообщает, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:
«(Когда) при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, случилось солнечное затмение, он стал молиться (вместе с людьми). (Сначала) он очень долго стоял, потом совершил очень долгий поясной поклон, потом (выпрямился и снова) стоял очень долго, но меньше, чем в первый раз. Затем он совершил (еще один) очень долгий, но более короткий, чем первый, поясной поклон, после чего совершил земной поклон. Потом он встал и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а потом склонился в долгом поясном поклоне, который занял меньше времени, чем первый. Потом он выпрямился и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, и затем снова совершил очень долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый поясной поклон.
Потом он совершил земной поклон, и затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завершил (молитву), когда уже (ничто не мешало видеть) солнце, после чего обратился к людям с хутбой. Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
“Поистине, солнце и луна относятся к числу знамений Аллаха, и, поистине, они не затмеваются ни из-за смерти, ни из-за рождения кого-либо (из людей), а если вы увидите, (что начинается затмение), произносите слова “Аллаху акбар”, взывайте к Аллаху, молитесь и раздавайте милостыню. О (члены) общины Мухаммада, поистине, когда раб или рабыня (Аллаха) совершает прелюбодеяние, никто не ревнует сильнее Аллаха! О (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, плакали бы много, а смеялись мало! Разве не довел я (это до вашего сведения)?».
Директор мечети короля Фахда в Калвер-Сити, Калифорния, известный мусульманский ученый шейх Таджуддин бин Шуайб в своей книге «Доступно о предписанной молитве», пишет:
«Кусуф, или солнечное затмение, это полное или частичное сокрытие солнечного света в момент, когда Луна проходит между Солнцем и Землей. Люди привыкли объяснять это необычное явление некими сверхъестественными причинами. Случилось так, что в день смерти сына Пророка, Ибрахима, в Медине произошло солнечное затмение, и некоторые люди приписали его этой смерти. По этому случаю Пророк обратился к верующим, чтобы исправить их заблуждения о солнечном затмении.
Пророк велел призвать людей на намаз словами: «Спешите на групповой намаз!» (Ас-салаату джаамиъатун!). Когда люди собрались, он возглавил их намаз, после чего провозгласил:
«Воистину, солнце и луна являются одними из знамений Аллаха. Они не затмеваются по причине смерти или жизни кого-нибудь из людей. Посему, когда вы увидите затмение, устремляйтесь на намаз» (Муслим).
Салят аль-кусуф (намаз по случаю солнечного затмения) является сунной муаккада (подтвержденной сунной) как для мужчин, так и для женщин. Лучше совершать его коллективно в мечети. Он длится с начала затмения до тех пор, пока не покажется солнце. Азан не звучит, однако следует объявить: «Ас-салаату джаамиъатун!».
Согласно хадису, переданному Аишей (да будет доволен ею Аллах) салят аль-кусуф совершается в два ракаата, при этом в каждом ракаате верующий совершает два поясных поклона, вместо одного.
В первом ракаате, после произнесения суры «Фатиха», читается длинная или короткая сура. Затем произносится «Аллаху Акбар», и совершается долгий поясной поклон. После чего верующий поднимается и говорит: «Сами Аллаху лиман хамидах, раббана лакял-хамд».
Затем верующий говорит «Аллаху Акбар» и совершает второй поясной поклон, но не столь долгий. Поднявшись, он говорит: «Сами Аллаху лиман хамидах, раббана лакял-хамд».
Продолжая стоять прямо, он произносит «Аллаху Акбар», а затем совершает земной поклон. Второй ракаат он начинает словами «Аллаху Акбар». Второй ракаат следует совершать так же, как и первый. После молитвы имам может произнести проповедь.
Салят аль-хусуф (намаз по случаю лунного затмения) совершается так же, как и салят-кусуф (намаз по случаю солнечного затмения). Суру «Аль-Фатиха» можно читать вслух или про себя».
Далее хотелось бы привести цитату из статьи «Ислам и солнечное затмение», изданной Мусульманским советом Британии (Muslim Council of Britain) и Международным советом по исламской информации (International Council for Islamic Information):
«”Солнце и луна – два знамения из числа знамений Аллаха и не бывает затмения из-за рождения или смерти кого-либо. Если вы увидите, что [произошло затмение] взывайте к Аллаху, восхваляйте Его величие, давайте милостыню и совершайте молитву, обращайтесь к Нему с мольбами и просите Его о прощении”.
Эти слова благородный Пророк (мир ему и благословение) произнес, когда произошло солнечное затмение, в тот же самый день умер его сын, младенец Ибрахим – 29 шавваля 10 года хиджры (27 января 632 года). Несомненно, ложный пророк заявил бы, что это величественное небесное явление – знак того, что небеса скорбят об утрате им своего любимого сына, но вместо этого последний Посланник возглавил молитву мусульман, которая длилась до конца затмения, а затем увещевал их помнить о воздаянии Господа в Судный день».
Таким образом, можно заключить, что реакция мусульман на лунное и солнечное затмения должна быть следующей:
1. Солнечное и лунное затмения – это напоминания о Судном дне, когда солнце, луна, звезды перестанут светить:
«Когда взор будет ошеломлен, луна затмится, а солнце и луна сойдутся. В тот день человек скажет: “Куда бежать?”» (Коран, 75:7-10)
2. Будучи напоминанием о Последнем Дне, затмение это время, когда следует совершать намаз, совершать милосердные дела, поминать Аллаха и просить у Него прощения.
3. Верить, что небесные тела – солнце, луна, планеты, звезды – каким-то образом властвуют над событиями и судьбами людей, значит отвергать Аллаха, приписывая Ему сотоварищей:
«Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Коран, 41:37).
Таким образом, нельзя поклоняться Богу, поклоняясь творению, когда божественность приписывается природным явлениям, небесным телам, идолам или людям. Мусульмане считают любую форму поклонения кому-нибудь или чему-нибудь сотворенному принципиальной ошибкой многих религиозных групп. Ислам осуждает и широко распространенную, но ошибочную, пустую веру в астрологию, которая давно проникла в популярные издания. Вместо этого ислам учит людей постоянно обращаться к Единственному Источнику всех событий – Аллаху.
Правило: Большинство ученых считают его подтвержденной сунной (муаккада). Имам Абу Ханифа называл его обязательным (ваджиб), тогда как имам Малик считал его равным по важности джума-намазу.
Форма: Намаз по случаю затмения состоит из двух ракаатов. До нас дошли сообщения о разных способах совершения этих ракаатов, но наиболее достоверные хадисы указывают, что во время каждого ракаата верующий дважды встает на ноги (киям), дважды читает Коран (кираа), два раза совершает поясной поклон (руку) и два раза – земной (суджуд). Этого мнения придерживается большинство ученых, в том числе имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад. В разных хадисах передается о разном количестве руку в каждом ракаате: трех, четырех и более; ханафитские ученые отдают предпочтение одному руку, как во время ежедневного намаза. Но большинство достоверных хадисов свидетельствуют в пользу мнения большинства, изложенного выше.
Собрание верующих: Сунна этого намаза – совершение его в мечети, хотя, если нет возможности присоединиться к коллективной молитве, можно молиться в одиночку. Женщины могут молиться дома или участвовать в коллективной молитве.
Хутба (проповедь): по окончании групповой молитвы имам читает проповедь, основываясь на увещеваниях Посланника Аллаха, которые были частично процитированы в начале этой статьи. Проповедь рекомендовали имам аш-Шафии и большинство других имамов, тогда как ханафитские ученые считают, что проповедь не является частью намаза кусуф. Они считают увещевания Пророка общим напоминанием, а не формальной проповедью. Если проповедь произносится, она должна содержать восхваление Аллаха, два свидетельства веры, напоминания о Рае и Геенне.
Время: Намаз кусуф продолжается до конца затмения. Он должен начинаться во время затмения, а закончиться может после завершения затмения. Проповедь произносится после намаза, независимо от того, продолжается ли затмение. Когда затмение закончилось, требования, предъявляемые ко времени и форме намаза соблюсти невозможно, поэтому намаз кусуф по окончании затмения считается недействительным. Имам Абу Ханифа и имам Ахмад утверждали, что намаз кусуф нельзя совершать во время, когда в нормальных условиях намаз не поощряется, то есть, когда солнце восходит или садится за горизонт или находится в зените. Другие имамы считают, что требования к намазу кусуф превосходят по важности требования к обычному намазу.
Длительность: Намаз кусуф должен быть дольше, чем обычный ежедневный намаз. Намаз кусуф, каким его совершал Пророк (мир ему и благословение) был очень долгим: он начался вскоре после начала затмения и закончился после завершения затмения. Во время своего намаза он четырежды читал Коран, при этом в первый раз он читал Коран дольше всего. Кроме того, по сообщениям, во время намаза кусуф он совершал киям, руку и суджуд дольше, чем обычно. Но имаму всегда следует помнить о возможностях молящихся, и если среди них есть старики и немощные, намаз не следует чрезмерно затягивать. По окончании затмения намаз кусуф продолжать не требуется. Предписанные два ракаата следует совершать, если это разумно в данной ситуации, а если они завершились раньше, чем закончилось затмение, остаток времени следует проводить, взывая и поминая Аллаха (в том числе, читая Коран), и раздавая милостыню.
1. Намаз начинается без азана или икамы, но можно объявить: «Ас-саляту джамия» («Спешите на общий намаз»).
2. Имам начинает с такбира, как обычно, затем читает суру «Аль-Фатиха» и еще одну суру или более. Читать можно вслух (мнение большинства) или про себя.
3. Имам совершает руку с такбиром, как обычно.
4. Имам поднимается после руку со словами «Сами Аллаху лиман хамидах», затем следует обычный зикр.
5. Оставаясь стоять, имам снова читает суру «Аль-Фатиха» и еще одну или более сур.
6. Имам совершает руку с такбиром.
7. Имам поднимается из руку со словами «Сами Аллаху лиман хамидах», затем следует обычный зикр.
8. Имам совершает два земных поклона как обычно, только дольше, как и перерывы между ними.
9. Имам поднимается для второго ракаата, который совершается так же, как и первый.
10. Таким образом, имам четыре раза находится в положении стоя (киям) (с чтением Корана), четыре раза совершает поясной и четыре – земной поклон. Сунна для каждого кияма, руку и суджуда – каждый последующий должен быть короче предыдущего.
И Всемогущий Аллах знает лучше.