Одни благие дела превосходят в награде другие, награда за похвальные качества увеличивается в соответствии с общей полезностью владельцу и окружающим. И аналогично за плохие дела и скверные качества повышается наказание и мучительные страдания за них, по мере вреда несущего в себе той или иной поступок. Аллах Всевышний сказал: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили, дабы Аллах воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо». ( аль-Ахкаф-19)
Воистину, правдивость - это благородное качество прекрасное описание, присущее только обладателю здравого сердца сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми». ( Ат-Тауба-119). Правдивость раскрывает натуру человека, его внутренний мир, образ жизни, подобно тому, как ложь раскрываетего фальшь и дурное поведение. Правдивость - спасение, ложь - погибель. Побуждал к правдивости и пророк да благословит его Аллах и приветствует сказав: "Придерживайтесь правдивости, воистину правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю, и если человек говорит правду и старается придерживаться правды, то он записывается перед Аллахом правдивым. И сторонитесь лжи, воистину ложь ведет к греховности, а греховность ведет в Ад, и если человек говорит ложь и старается придерживаться лжи, то он записывается перед Аллахом лжецом".
Аллах обещает большую награду за правдивость, как в этом мире, так и в последующем; хорошая репутация и уважение в этом мире. Слово правдивого человека будет оценено по достоинству, люди будут чувствовать себя в безопасности рядом с ним. Правдивый всегда спокойный, его не разрывают на части страх и беспокойство. Хасан ибн Али ибн Талиб (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: " Я запомнил от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) слова: "Оставь то, в чем сомневаешься и делай то, в чем у тебя нет сомнения, воистину правдивость - это спокойствие, а ложь - сомнение". Исход правдивости в этой всегда бывает благим как приводиться в хадисе Кааба ибн Малика о причине отсутствия в походе на Табук вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк принимал их извинения и клятвы на верность, прощал их, вверяя их души на волю Всевышнего Аллаха. Я тоже пришел к нему и приветствовал его. Он улыбнулся улыбкой рассерженного человека, потом сказал мне: «Иди сюда!» Я подошел и сел перед ним. Он меня спросил: «Почему ты отстал, разве ты не готовил своего верблюда?» Я ответил: «О, Посланник Аллаха! Клянусь, если бы я сидел у кого-нибудь другого, а не у тебя, то я нашел бы у него оправдания, несмотря на его недовольство. У меня была бы возможность поспорить. Но я знаю, что если сейчас я расскажу что-нибудь ложное, то ты простишь меня, но Аллах скоро заставит тебя разгневаться на меня. А если я расскажу тебе правду, то ты на меня рассердишься, но я хочу, чтобы меня наказал Аллах. У меня не было никакой уважительной причины, когда я не поехал вместе с тобой, я был не сильнее и не слабее обычного. Моя надежда на то, что Аллах простит меня в конце (в результате моей правдивости)».
А что касается награды за правдивость в последней жизни; высокие степени в раю, в котором уготованы удовольствия, то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Это — день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это — великое преуспеяние!» (аль-Маида-119).
В чем заключается сущность правдивости, за которое Аллах обещал самую большую награду и спасение от наказания?
Правдивость - это когда человек говорит правду и поступает правдиво. Правдивость в речи: говорить истину, приводя слова Аллаха и слова посланника Аллаха или призывать к истине и запрещать ложь или сообщать то, что совпадает реальной действительности. Сказал Всевышний «Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными». (аз-Зумар-33). Согласно хадису: «Верующий говорит только правду, а когда ему что-либо говорят, он верит».
Правдивость в делах значит - в отношениях с Аллахом быть искренним, глубоко убеждённым правдивым в намерениях, следуя шариату посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в отношениях с окружающими; правдивым, милосердным, верным. Сказал Всевышний: «Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные».
Основа имана- это правдивость и уверенность и таким образом правдивость бывает как на словах так и в делах. Именно поэтому праведные предшественники были больше всех правдивыми в отношениях со своим господом и со всеми остальными. Кааб ибн Малик сказал: «И я сказал: "О, посланник Аллаха, поистине, Аллах спас меня только благодаря тому, что я говорил правду, и в знак благодарности за то, что моё покаяние было принято, я, несмотря ни на что, не буду говорить ничего, кроме правды!" И, клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал бы кому-либо из мусульман такое же великое благодеяние, какое Он оказал мне, и с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до сего дня я ни разу не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого до конца моих дней!
Аллах Всевышний описал мухаджиров( переселившихся) качеством правдивости, сказав: «А также неимущим мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми».
О, Мусульмане! Важность правдивости подчеркивает тот факт, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал к правдивости на ряду с призывом к единобожию. Император Ираклий спросил Абу Суфьяна о пророке (да благословит и его Аллах и приветствует) о том, что он велит вам делать, и он ответил, что он велит нам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает нам поклоняться идолам, и велит нам молиться, говорить правду и быть добродетельными.
Будьте же из правдивых как в словах, так и в делах, ибо правдивость одна из дверей райских садов, не уменьшает срок жизни, не препятствует к получению удела и не уводит приходящее благо.
Воистину, отдаление от обмана и предательства является частью правдивости. Это одна из наихудших форм лжи это приписывать к религии Ислам то чего она не несет и обвинять в том, к чему она не причастна. Как, например агрессия и несправедливость. Напротив, Ислам-религия милосердия и сострадания, сказал Великий и Всемогущий: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (аль-Анбийа-107). Ислам-религия, справедливости, непредвзятости, благочестия, поскольку Аллах говорит: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание». (Ан-Нахль-90) Ислам-религия, верности и надежности, сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам». (Аль-Маида-1). Сказал Всевышний: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей».(ан-Ниса-58)
В настоящее время, религия Ислам претерпевает критический период своего времени, когда она страдает от зла тех, кто придумывает целый каталог лжи и приписывает к Исламу. Ислам же, со своим толерантным учением, возвышенным шариатом, совершенными милосердными законами, выступает против, осуждает, борется, предотвращает агрессию, несправедливость, терроризм, причинение вреда, нацеленные на невинных людей как из мусульман так и не из мусульман. Сказал Всевышний: «и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». (Аль-Маида-87)
Ислам-религия истины велит только то, что приносит благо людей и запрещает все, что приносит зло и вред для человечества.
Имам-хатыб Пензенской соборной мечети Юсуф-хазрат Куряев