О, Мусульмане! Нет сомнения в том, что реальное положение исламской общины, которая живет в потопе смут, очень тяжелое. Она покрыта мраками смут и искушений. Ее поразила бедственная смута, явное несчастье, которой были испытаны мусульмане на протяжении всей своей истории. Если сказать в общих чертах, это подобие заминированного поля, болотной лихорадки, неизбежной опасности. Запутались в нем умы, поскользнулись стопы, в связи с чем считаю, что это тема более чем актуальна на сегодняшний день.
Обвиняя мусульман в неверии, человек ставит себя в большую опасность. И как же много вкушала эта община из проклятий, обвинений и наветов.
Не торопится обвинять в неверии тот, у кого есть минимальный уровень набожности, религиозности, знаний, уравновешенности. Вздергиваются сердца, страшатся души произнести нечто подобное. Имам Шавкани сказал: «Доказательства, указывающие на обязательность сохранения чести мусульманина и уклонение от поношения его религии содержатся во многих текстах шариата».
Каким же образом осмеливается тот, кто выводит людей из Ислама и относит к общинам неверия, на подобные действия? Где этот смельчак, обвиняющий своего брата мусульманина? Со слов посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении». Также он сказал: «Бранить мусульманина - нечестие, а убийство его - неверие».
Приводится много текстов, предостерегающих от этого нездорового занятия, порочного пути. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты — неверующий», — стремясь обрести тленные блага мирской жизни».
Приводится в двух достоверных сборниках от ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Когда один муслим, говорит своему брату «неверный», все должно быть так, как он сказал или же оно возвращается ему самому. В другом «Сахихе» этот хадис передан следующим образом: «Кто обвинит муслима в куфре и скажет ему: «Эй, враг Аллаха!», и если это не так, то это возвращается к нему самому».
В сборнике Ат-Табарани приводится достоверный хадис от посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует: «Кто обвинил верующего в неверии - это приравнивается его убийству».
На этой ясной, чистой дороге были сподвижники Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует. В сборнике Имама Ахмада от Абу Суфьяна, он сказал: «Я спросил Джабира, когда он жил по соседству с Меккой, считали ли вы кого-то из тех, кто молится в сторону Мекки многобожниками? На что он ответил: «Упаси меня Аллах от этого». Один человек спросил у него: — Называли ли вы кого-то кафиром? На что он ответил: «Нет».
По этому пути следовали праведные предшественники. Они хорошо понимали то зло, которое несет в себе обвинение в неверии (такфир). Для этого они установили основы, условия, нормы, правила, препятствия, которые обязательно должны соблюдаться.
Один из самых важных правил этого вопроса заключается в том, что обвинение в неверии (такфир) является шариатским решением, безраздельным правом Аллаха и его посланника. Имам Ибн Кайим сказал: «Такфир - право Аллаха, а потом - его посланника, и подтверждается текстами шариата, а не высказываниями кого-то из людей».
Имам Ат-Тахави сказал: «И мы не обвиняем никого из людей Киблы в неверии за совершение человеком греха, если человек не посчитает дозволенным совершение его».
Ибн Абу аль-Изз аль-Ханафи сказал: «И воистину одним из самых больших притеснений является то, чтобы наговаривать в неверии на определенного человека - Аллах не простит его, и он окажется навсегда в Аду».
Имам Ан-Навави сказал: «Знай же, что Мазхабом последователей истины является не делать такфир кого-либо из тех, кто поклоняется в сторону Киблы. Таким образом, ни в коем случаи нельзя обвинять в неверии последователей нововведений, прихотей и им подобных».
Имам Ибн-Таймия сказал: «Именно по этой причине обладатели знаний и последователи Сунны не обвиняли того, кто им противоречил, даже если оппонент обвинял их в неверии. Потому что такфир является шариатским решением, а человек не имеет право наказывать подобным грехом».
И в заключении можно сказать, что обвиняется в неверии только тот, на неверии которого высказались единодушно все ученые Ислама, или кто-либо произвел неоспоримое доказательство о своем неверии. Ибн Баттал сказал: «Мы ни одного не обвиняли в неверии за исключением того, за неверие которого высказались все ученые единогласно». Несмотря на предпосылки обвинения в неверии за какие-то дела или слова, невежественный не обвиняется в неверии.
Имам Ахмад сказал о джахмитах: «Если бы я говорил то, что вы говорите, то я бы стал неверующим, но однако я Вас не обвиняю в неверии, ибо вы, на мой взгляд, невежественны».
Ибн Таймия сказал: «Для вынесения суждения о неверии того или иного человека необходимо быть уверенным в отсутствии обстоятельств, препятствующих объявлению его неверующим. И из этого: незнание, ошибка, принуждение».
Всевышний Аллах сказал:
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце была твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия».
Из пятничной проповеди имам-хатыба Пензенской соборной мечети Юсуф-хазрата Куряева