В пятницу, 27 февраля, Оренбургским областным судом было вынесено постановление об отмене решения Ленинского районного суда г. Оренбурга и исключении из Федерального списка экстремистских материалов большей части из 68-ми книг, запрещенных в 2012 году. А точнее: суд, в лице судей Анненковой К.К., Ярыгиной Е.Н. и Никитиной А.И., постановил признать экстремистской литературой лишь 18 изданий, в то же время 50 книг вернулись в "белый список"!
Что важно, среди "оправданных" трудов оказались основополагающие исламские книги, такие как "Крепость мусульманина", "40 хадисов Ан-Навави", "Сады праведных" и др. Исключены из блэклиста также книги Эльмира Кулиева, Шамиля Аляутдинова и пр.
Данный вердикт, несмотря на то, что некоторые издания все же остались запрещенными, является знаменательным событием для верующих России. С 2012 года мусульмане страны испытывали огромные трудности в связи с этим запретом, причем неправомерным, о чем не раз заявляли юристы.
Ансар.Ru регулярно отслеживал и сообщал о фактах преследования бизнесменов, выставлявших на своих полках магазинов труды, признанные экстремистскими, о нахождении книг в мечетях и домах последователей ислама, при досмотре багажа в аэропорту и пр. И чаще всего причиной претензий правоохранительных и надзорных органов становились экземпляры "Крепости мусульманина" - настольной книги каждого практикующего мусульманина, содержащей в себе молитвы (дуа) к Всевышнему на все случае жизни.
Первоначально запретил 65 книг и три брошюры Ленинский районный суд г. Оренбурга - 21 марта 2012 года, однако представители авторов и издательств, Дамир Гизатуллин, Тимур Зарипов, Раулия Рогачева, Рустам Хаметов, подали апелляцию на данное решение в Оренбургский областной суд, после чего, весной 2013 года, было назначено проведение психолого-лингвистической экспертизы, которая продолжалась более полутора лет. Правда, исследовались лишь 42 книги из 68-ми, а признаки экстремизма эксперты нашли в 37-ми.
По окончании экспертизы вчера, 26 февраля 2015 года, состоялось первое спустя долгое время заседание, в ходе которого адвокаты, представляющие интересы авторов и издательств запрещенной литературы, выступили с ходатайством о назначении повторной экспертизы, поскольку имеющаяся вызвала у адвокатов ряд серьезных нареканий. Прокурор Ленинского района Оренбурга в свою очередь выступил с требованием запретить все 68 трудов.
И вот, после небольшого перерыва, сегодня суд огласил свое решение, удовлетворив требование прокуратуры лишь частично. И тем самым поддержав мусульман России!
Комментируя судебный вердикт, один из юристов, отстаивающих исламские книги, Тимур Зарипов, отметил, что, конечно, хотелось бы исключения из списка экстремистских материалов всех 68-ми изданий, однако и данный результат является удовлетворительным. По его мнению, председательствующий судья Кира Константиновна Анненкова "приняла разумное и взвешенное решение".
Адвокат сообщил, что ожидалось, что будет признано экстремистскими как минимум 37 книг из 42, по которым проводилась экспертиза, или даже все 68, но судья, считает юрист, все же рассмотрела дело достаточно объективно, разобравшись в его материалах.
Тимур Зарипов добавил, что авторы и издательства, чьи интересы он представляет, в целом довольны тем, что значительное число книг покинуло "черный список".
"Исходя из того, как шел процесс, было предположение, что решение будет намного хуже. 50 из 68 книг исключили из списка - это хороший результат", - подчеркнул он.
"Как можно для России назвать прецедентом запрет 68-ми книг, так, наверное, можно для России назвать прецедентом снятие запрета на 50 книг", - уверен юрист.
Стоит отметить, что решение суда вступило в силу уже сегодня! После получения его копии в Министерстве юстиции РФ 50 "оправданных" книг будут официально исключены из Федерального списка экстремистских материалов По мнению адвокатов, эти процедуры займут до двух месяцев.
Что касается судьбы оставшихся запрещенными 18-ти трудов, то у защиты есть шесть месяцев, чтобы подать кассационную жалобу в президиум Оренбургского областного суда. Однако сделать это могут лишь официальные представители авторов или издательств данных книг.