14 октября 2017 года в одном из местных кафе села Средняя Елюзань Городищенского района была проведена лекция на тему: «История татарского народа».
Послушать доклад кандидата исторических наук, директора детского лагеря «Муслим», завуча медресе «Шейх Саид» города Саратова Али-хазрата Хабибуллина пришли представители Духовного управления мусульман Пензенской области: первый заместитель муфтия Рафик-хазрат Шабанов, руководитель Городищенского мухтасибата Рифать-хазрат Абузяров, руководитель молодежной организации и имам мечети города Сурска Юсеф-хазрат Бибарсов, имам мечети города Пензы Юсеф-хазрат Куряев, имамы Городищенского, Сосновоборского и Лопатинского районов. А также гости из Саратовской губернии в составе руководителя татарской молодежи «Сары тау» Мухаммад Мадьяров и активистов ДУМСО.
Перед началом лекции об истории татарского народа выступил Рифать-хазрат Абузяров, где он отметил, что прошлое своей нации надо знать, так как она тесно связана с религией ислам.
«Другие представители наций глубоко изучают историю происхождения и придерживаются традиций, культуры своего народа. И мы, татары, должны знать о своих предках с самого начала, уважать и чтить устои татарского народа, передавать знания подрастающему поколению, чтобы они гордились своим происхождением. Татары внесли и несут огромный вклад не только в историю нашей страны, но и всему миру», - подчеркнул Рифать-хазрат.
Более подробно об истории татарского народа рассказал всем присутствующим Али-хазрат Хабибуллин:
«Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей».
В своем докладе Али - хазрат уточнил, что по мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков.
Современный татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский ( язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
«По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие, а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка. Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера», - добавил Али-хазрат Хабибуллин.
В заключение своего доклада он привел интересные факты о том, что татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место. Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников.
Народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Каждый человек должен не только помнить события собственной жизни, но и знать историю своего народа, историю культуры, историю человечества. Только тогда он сможет вполне осознать своё место в череде поколений и глубже уяснить смысл собственного существования.
Пресс-служба