С 22 по 28 октября на базе Пензенского аграрного университета состоялся молодежный научно-культурный форум “Настоящее и будущее экологической культуры”.
За неделю сотне участников предстояло послушать десятки лекций философов, экологов и докторов биологических наук, посетить мастер-классы писателей и поэтов. Форум собрал участников и слушателей из Ульяновска, Уфы, Самары, Саратова, Пензы.
Оргкомитет молодежного научно-культурного форума пригласил в качестве эксперта и специалиста имама города Сурска Юсеф-хазрата Бибарсова.
“XXI век является наследником самого костоломного века в истории человечества, отмеченного социальными, политическими и нравственными катаклизмами... Мы по-новому говорим о том, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, почему экологическая культура так важна сегодня” - звучит анонс форума, конечной целью которого было устранение инертного отношения молодежи к локальным и глобальным экологическим проблемам планеты. Не только научные, но и нравственные аспекты экологии были рассмотрены на двух площадках форума. Каждый студент мог найти волнующие для себя темы на творческой или научной площадках.
“Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же” – научная площадка, на которой участники форума прослушали лекции ведущих специалистов по экологической культуре и экологической этике из вузов г. Пензы, Мордовского государственного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного института культуры. В рамках темы экологии были рассмотрены также религиозные аспекты.
Юсеф-хазрат Бибарсов выступил с докладом на тему: «Ислам и защита ценностей окружающего мира».
Он начал с того, что согласно Исламской вере (Корану), вся Вселенная и ее составляющие (земля, солнце, звезды и т.д.), движущие силы этого уникального созидания, все сущее на земле – предметы, явления, стихии – воды, растения, животные, птицы, горы, огонь, тепло, холод и др.) созданы в соответствующей мере и их связи между собой. Для Вселенной, частью которой является человек, характерен тщательно и уникально наложенный строй, присуще отменно сложенная гармония, для которых действует закон Божественного порядка («Поистине, мы ведь всякую вещь сотворили по мере!» (сура «Месяц» аят 49)).
«Беды, несчастья, страдания, злополучия человека (болезнь, бедность, голод и т.д.), всякие катаклизмы и катастрофы на земле порождены в результате нарушения этой божественной гармонии и неповторимого порядка. Об этом четко сказано в следующем открывании Корана: «Несчастия на суше и на море случаются в наказание за то, что вершили люди своими руками, дабы они вкусили хотя бы частицу того, что они сотворили. Может быть, они вернутся [на путь истины]» (сура 30 «Рум», аят 41), - отметил Юсеф-хазрат.
С точки зрения Ислама, все дары природы - земли сотворены Всевышним во имя человека, ради его материального и духовного существования, с целью благоденствия и процветания всего человечества. В то же время, по предопределению Всевышнего, человек ответственен за охраны земли и ее богатства, и поэтому он должен справедливо, честно и правильно использовать эти богатства, чтить представленные ему природой блага, приумножать их своими деяниями. Коран призывает людей, независимо от их социального положения и образования, не причинить вреда окружающему миру, проявлять доброту ко всем существам природы («Не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней установлена была праведность» (сура 7 «Преграды», аят 56)), так как все эти существа сотворены для того, чтобы люди получили необходимую пользу от них, применяли их во благо, а не во зло.
«Ислам установил определенные ограничения и правила относительно обращения с окружающей средой, чтобы уберечь ее от глупых поступков и действий некоторых людей, обращающихся с природой с невежеством и безответственностью. Призывая людей заботиться о природе, Ислам в первую очередь заботиться о жизни самого человека, его семьи,- выделил Юсеф-хазрат.
Природа, окружающий мир страдает не только от пагубных деяний, поступков людей, но и даже от их нечистых помыслов. Однако такие пагубные деяния и мысли человека наносят вреда не только природе, окружающей среде, но и в первую очередь самому человеку. «Чтобы дать им вкусить часть того, что они творили» - гласит Коран. Тех, кто несет творениям Аллаха уничтожение и погибель, Ислам считает богомерзкими. «Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род» сура 2 «Корова» аят 205). Ислам строго запрещает бесцельно убивать животных, уничтожить птиц и растения, деревья даже в самое трудное для человека время (например, во время войны). «Мы ниспослали с неба благословенную [дождевую] воду и произрастили с ее помощью сады и злаки нив, а также высокие пальмы с гроздьями обильными, в качестве хлеба насущного для рабов.
В завершении своей речи Юсеф-хазрат подчеркнул, что согласно исламским нормам и правилам, каждый человек обязан сажать и развивать растения, деревья, обратить реку на пользу обществу, копать колодец. Такие деяния человека поставлены рядом с великими благотворительными деяниями как: учить знанию, строить мечеть и наследовать Коран. В данной статье сделана попытка затронуть вопрос, о том, как правила и нормы по отношению всему живому миру, установленные Исламом еще полторы тысячи лет назад воздействуют на формирование особого отношения человека к окружающей среде. В центре экологической проблемы главное место занимает человек и его мышление. Сохранение вечного прогресса и процветания человечества, спасение окружающего мира от гибели сегодня зависит непосредственно от самого человека. Для этого он должен вооружаться основными моральными принципами и концепциями Ислама.
В рамках форума были проведены две экскурсии по городу Пенза и Государственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы» (с. Лермонтово, Пензенская область), посещение парка в усадьбе «Апалиха». Там же были подведены итоги форума, прошло награждение участников и победителей конкурсов.
Пресс-служба