На минувшей неделе, 13-15 июня 2019 г., в Казани на площадке Форума религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», проводимого Всемирным конгрессом татар, прошло обсуждение проекта «Стратегии развития татарского народа».
Ранее данный документ тщательно изучался и обсуждался муфтиями и мусульманскими активистами поволжских регионов. Они обратили внимание на то, что в данной Стратегии ислам как цивилизационная платформа не представлен, что является большим упущением, поскольку развитие татарского народа без ислама невозможно.
В связи с этим 8 июня 2019 года в г. Пензе на совещании (в котором приняли участие члены Президиума СМР муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов и муфтий Пензенской области Ислам-хазрат Дашкин, имамы и активисты мусульманских общин Ульяновской, Пензенской, Саратовской областей и Республики Мордовия) были приняты обращение и предложения к проекту «Стратегии развития татарского народа».
14 июня муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов ознакомил с ними участников Пленарного заседания Форума религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия».
С тезисами и предложениями к Стратегии можно ознакомиться ниже.
«В проекте «Стратегии развития татарского народа» роль исламской религии сведена к нулю. В концептуальном документе, призванном определить дальнейший вектор развития народа с богатой историей, имевшей в прошлом два государственных образования (Волжская Булгария и Золотая Орда), официально провозгласивших Ислам государственной религией и руководствовавшихся в политической, судебной, законодательной практике нормами шариата, Ислам как весомый фактор с колоссальными духовным, самоидентификационным и культурным потенциалом, оказался не представленным.
Не значит ли это, что предпринимаются попытки перевести народ, чьи традиционные духовные ценности и ментальность формировались на базе мусульманства, на новые, конструируемые на скорую руку, чуждые для татар цивилизационные рельсы?
Это новый и опасный для нашего народа эксперимент. Например, татарские мыслители, общественные деятели, ученые, передовая часть интеллигенции конца XIX века, обновленцы-джадидисты, которых никак нельзя упрекать в косном фундаментализме и отрыве от социально-экономических и политических реалий того времени, в поисках долгосрочных перспектив развития татарской нации, всё-таки не представляли ее без исламской платформы, понимая, что без корней и основы невозможно развивать народное самосознание.
Именно тогда, усилиями татарской интеллигенции была сформирована новая национальная идеология, результатом чего стали все без исключения достижения современных татар и Татарстана. После серьёзнейшего удара, нанесённого татарскому дворянству Петром I, татары 18-19 веков восстановили прослойку татарской мусульманской элиты и сумели аккумулировать такой заряд религиозной и этнической самоидентификации, который позволил нашим предкам в составе Российской Империи и потом Советского Союза сохранять религиозный, этнический и интеллектуальный суверенитет. То есть даже в условиях отсутсвия государственности татары смогли сохранить конфессииональную и этническую идентичность, культуру и язык, которые были неразрывны с Исламом. И напротив, на примере жителей многих регионов Поволжья можно проследить, как потеря исламской идентичности в связи с христианизацией обернулась для части татар потерей и национальной идентичности.
Сегодня не только татары, но и весь мир стоит перед новыми вызовами, связанными со взрывным ростом технологий, размывающих границы между странами и народами. Современные реалии таковы, что на фоне спада рождаемости, старения населения и процессами ассимиляции малых народов, точками сохранения национальной идентичности для татар за пределами Татарстана остаются татарские села с высокой степенью религиозности, в которых жив татарский язык и татарские традиции, откуда не уезжают люди и где сохраняется экономическая и культурная активность. На этом примере мы видим, что именно ислам является важнейшей духовной составляющей, мотивирующей людей к расширенному воспроизводству, скрепляющей языковые и культурные устои, побуждающей к экономической инициативе, что является ключевыми факторами развития нации.
Необходимо также помнить, что в мировом масштабе ислам, как всеобъемлющая парадигма цивилизационного развития переживает бурный подъём. Это самая динамично развивающая религия в мире, число последователей которой вскоре может превысить все остальные конфессии. Миссия татар в данном контексте — это интеллектуальное лидерство в мусульманской умме; передача опыта позитивного взаимодействия с цивилизациями запада и востока; развитие государственного строительства с использованием всех современных технологий управления; конкурентная интеграция в российскую и мировую экономику; сохранение и распространение татарской культуры, языка и традиций. Реализация этих задач вне исламской платформы не представляется возможной.
Исходя из вышеизложенного, работа над концепцией развития татар видится актуальной и своевременной. Но от этого документа может зависеть слишком многое, чтобы позволить себе халатность и попустительство».
Предложения к Эскизу «Стратегии развития татарского народа»(обновлённый вариант)
Слайд 3, категория «Основа»
Предложение: В формулировку «Интеллектуальный и культурный капитал» добавляем значение «духовный» – получается «Интеллектуальный, духовный и культурный капитал».
Обоснование: Мы разграничиваем духовность и культуру по следующим причинам. Татарская культура в подавляющем объёме выстраивается из духовности, которая в свою очередь сформирована Исламом. Культура вторична по отношению к духовности, она вытекает из неё. Вместе с этим, культура, как внешнее проявление нашей духовности, также должна быть упомянута. В связи с этим предложена такая формулировка.
Слайд 3, категория «Технология»
Предложение: Скорректировать формулировку «Укрепление инновационной ментальности татар» на «Сохранение истории, развитие образования, поддержка инновационного энтузиазма».
Обоснование: Имеющаяся в настоящее время формулировка, на наш взгляд, не до конца раскрывает методологию достижения обозначенной Стратегией цели на основе интеллектуального, духовного и культурного капитала.
Слайд 5, категория «Общественные институты»
Предложение: Среди общественных институтов в числе первых необходимо обозначить Духовное управление мусульман Республики Татарстан или Духовные управления в целом
Обоснование: Современные мусульманские религиозные объединения играют существенную роль в жизни гражданского общества, имеют значительный авторитет в татарском народе. Не упомянуть такие организации означает погрешить против истины и реального положения дел в современном татарском обществе.
Слайд 7, категория «Духовные основы единства».
Предложение и обоснование: Первым пунктом необходимо обозначить «Ислам»;
Духовную основу единства татарского народа обеспечивает следование Исламу, то есть тому идеологическому выбору, который сотни лет назад был сделан нашими предками. Любые другие религиозные предпочтения, встречающиеся среди татар, являются исключением как в количественном смысле, так и в идеологическом, поэтому не только не обеспечивают духовное единство, но скорее подтачивают его;
Второй и третий пункт соответственно — «Великая история и культура», «Преемственность традиций;
Пункты «Устремлённость в будущее» и «Приоритет знаний и инноваций» перенести в Слайд 4, так как эти категории скорее относятся к принципам.
Слайд 8, «Реалии сегодняшнего дня».
Предложение и обоснование: На данном слайде отображены элементы, негативно влияющие на достижение целей концепции. Элементами данного слайда целесообразно обозначить:
Целесообразно отдельным впереди идущим слайдом обозначить также реалии сегодняшнего дня, положительно влияющие на достижение целей концепции. То есть указать на точки сохранения и роста татарской идентичности. Среди них целесообразно обозначить следующие:
Слайд 9, Миссии консолидации и развития.
Предложения:
«Многовековая история и преемственность Ислама у татар»;
«Пласт мусульманских богословов мирового уровня»;
«Развитая система духовных управлений и мусульманских учебных заведений в Татарстане и других регионах центральной России».
«Переформатирование подготовки имамов с учетом достижений современной науки, укрепление их авторитета в обществе» (здесь имеется ввиду изменение подхода к подготовке имамов — необходимость дополнять традиционное религиозное образование на базе ханафитского мазхаба достижениями светских исламоведческих и востоковедческих наук, а также навыками научного познания, которые дадут имаму возможность самостоятельного образовательного роста);
«Выведение современной татарской богословской мысли на мировой уровень».
*в слайде 13 вычленяем формулировку «Духовность и религия».
Обоснование: В данном слайде в отдельную категорию должна быть вынесена формулировка «Ислам. Религиозное воспитание и образование», так как Ислам, как никакие другие культурные, традиционные и прочие коды, имеет потенциал и заряд энергии для достижения татарами обозначаемых в концепции целей. Ислам несёт в себе огромный заряд пассионарности, что доказано мировой историей. Говоря о недавнем прошлом, мы можем вспомнить, как коммунистическая идеология системно насаждалась в обществе с самого детства, на основании чего сформировалась глубоко идейная нация.
У русского народа вопрос идеологии также не обойдён стороной — так в концепции русской идентичности прямо упомянуто православие как необходимый элемент в самоидентификации русского человека. Таким образом, обозначение Ислама среди основных миссий консолидации и развития татарской нации является очевидным шагом, как с исторической точки зрения, так и с точки зрения духовного у культурного потенциала.
Слайд 15, Язык идентичности.
Предложение и обоснование: Необходимо скорректировать расплывчатую формулировку «Вера (иман)» на чётко обозначенную «Ислам».
Пресс-служба ДУМСО