Пояснение Института исламской мысли относительно ситуации с Собором Святой Софии

15 июля 2020 22:31

В адрес Совета муфтиев России поступило открытое обращение Института исламской мысли, расположенного в Анкаре, излагающее позицию этого научного центра относительно недавних решений по статусу храма Айя-София в Стамбуле. В целях информирования российской общественности о содержании этого обращения, сайт Совета муфтиев России публикует русский перевод документа:

  1. Собор Святой Софии, построенный за 200 лет до появления пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и служивший в качестве храма, имеет славное прошлое как с точки зрения истории человечества, религии и цивилизаций, так и истории Ислама и Турции.

  2. Имеющееся на сегодняшний день историческое знание свидетельствует о том, что этот древний храм был основан для поклонения Единому Творцу, сотворившему всю Вселенную из пустоты. В действительности, эта благородная цель, даже несмотря на покорение в 1453 г. Стамбула Султаном Мехмедом Завоевателем (на тур. Фатих), удостоенным чести воплотить в жизнь радостную весть пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), была непрерывно и без каких-либо препятствий продолжена вплоть до начала прошлого столетия.

  3. Султан Мехмет сразу после завоевания Стамбула издал указ о веротерпимости (на тур. Эманнаме или Ахитнаме) согласно которому все немусульмане, жившие в Стамбуле, наделялись правом на свободу религии и вероисповедания, а также словами "Мы будем защищать вас, ровно, как и себя" обеспечил безопасность всему живому, а также имуществу, в особенности местам поклонения. Несмотря на это, в качестве исключения ссылаясь на упомянутую ранее благородную цель, он превратил Собор Святой Софии в мечеть и доверил его нашему народу, при условии, что храм просуществует до конца дней человечества в качестве мусульманской святыни.

  4. В отличие от того, что во времена, предшествовавшие до вышеупомянутого завоевания, храм подвергался сильным разрушениям и разорениям со стороны своих верующих, это уникальное место поклонения всегда находилось под защитой и заботой нашего народа и сумело сохранить свое первоначальное название. Минареты, добавленные в качестве символа единобожия, вместе с молитвами верующих, обращенных Милостивому и Милосердному Аллаху, в течение сотен лет, обеспечили непрерывность благородной цели основателей храма, построивших его в качестве места для моления.

  5. Собор Святой Софии, помимо того, что являлся святыней, функционировал в течение пяти столетий, а именно до 1934 года, в качестве куллийе (с тур.: комплекс зданий с центром в мечети и управлявшийся в рамках одного учреждения), где были представлены многие науки, начиная от астрономии до фикха (исламского права), от математики до калама (исламского богословия) и, тем самым став сосредоточием божественной мудрости, сумел сохранить свое право на имя Айя-София.

  6. Собор Святой Софии был закрыт в 1934 году для моления сначала по причине выполнения реставрационных работ, а впоследствии на основании радикального решения был преобразован в музей. До настоящего времени эта ситуация, являвшаяся неким противоречием принципу неприкосновенности святыни, а также историческому знанию и традициям вакфа (с тур.: имущество, частично изъятое из гражданского оборота и предназначенное для достижения благотворительных, религиозных и определенных общественных целей), вызвала большой резонанс в нашей стране и стала источником все более расширяющихся волнений в обществе. Дискуссия о том, следует ли открывать Собор Святой Софии для поклонения, время от времени возникающая в различных кругах и затрагивающая вопросы независимости и свободы, или даже завещания, всегда становилась источником печали и причиняла страдание каждому из членов нашего общества.

  7. Следует пояснить, что Собор Святой Софии, как это часто обсуждается в западной среде, с момента своего открытия, не был превращен из церкви в мечеть, а всего лишь после окончания периода функционирования пятивековой мечети в качестве музея вернул свое былое назначение. Поэтому, различные рассуждения о том, что открытие Святой Софии в качестве мусульманской святыни считается подтверждением той части глобальной научной литературы, признающей наличие трансграничных столкновений, и утверждения о том, что невинные и обоснованные требования являются символом возможного межконфессионального и межцивилизационного конфликта, являются крайне ошибочными. В течение всего хода истории данное обстоятельство служило последователям цивилизации, не испытывавшей трудностей в даровании свободы всем конфессиям, в качестве назидания.

  8. Радость и восторг, испытанные всей нацией от того, что святыня, утраченная народом на 86 лет, сегодня вновь распахнула свои двери для верующих, поистине воодушевляют. Единство сторонников различных политических направлений, взглядов и учений в вопросе устранения этой исторической задержки касаемо Собора Святой Софии говорит о точности принимаемых решений.

  9. Верным является то, что как это было на протяжении всей истории, когда наши иные места поклонения были неприкрыты не только для правоверных мусульман, имеющих доброе сердце, двери Собора Святой Софии всегда будут открыты для посещения каждого, кто желает найти свой путь к Всевышнему. Те, кто принимал посещавших собор Святой Софии с целью приобщения к высокой культуре, будучи преемниками давней и древней цивилизации каждый раз доказывали, что всегда готовы к этому.

  10. Открытие Собора Святой Софии для поклонения на основании всех вышеупомянутых причин достойно всяческих похвал. По этому поводу следует пояснить то, что настоящий шаг Президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана выражает накопленные эмоции как нашего народа, так и всего исламского мира, а также несет в себе потенциал воссоздания глубокого чувства уважения, сильного доверия и сопричастности.