В среду, 8 декабря 2021 года, в Санкт-Петербурге стартовала VII Всероссийская научно-практическая конференция «Бигиевские чтения» на тему: «Исламская богословская мысль: глобальные кризисы и пути их преодоления».
Организаторами конференции выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт и Центр исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета.
Данная конференция проводилась с целью обмена исследовательским опытом между представителями различных религий и конфессий, а также академического сообщества.
В мероприятии приняли участие религиозные деятели, руководители образовательных религиозных организаций и востоковедческих центров стран СНГ, богословы и представители академической науки.
От имени Духовного управления мусульман Пензенской области присутствовал имам села Суляевка Равиль-хазрат Арсланов.
Приветствие духовного лидера мусульман РФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина огласил полномочный представитель председателя Духовного управления мусульман РФ в Северо-Западном федеральном округе имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленобласти Дамир Хусаинов.
По словам муфтия Гайнутдина, проблематика конференции, затрагивающая тему глобальных кризисов и путей их преодоления в исламской богословской мысли, безусловно, актуальна и требует осмысления. Сегодня эпохальными и сложнейшими проблемами стали глобальный экологический кризис и пандемия COVID-19.
«Перед их лицом человечество вновь стоит на грани осознания хрупкости своего бытия и ответственности за решение этих проблем. В Благородном Коране неоднократно подчеркивается преимущество человеческой сознательности и стойкости перед жизненными испытаниями: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» [94:5]», - подчеркнуто в приветствии муфтия.
Первый заместитель председателя ДУМ РФ, директор Центра исламских исследований СПбГУ, ректор МИИ, доктор теологии Дамир Мухетдинов в своем выступлении сконцентрировался на актуальных задачах и проблемах развития теологии в структуре академической науки. Он подчеркнул, что воспитание нового поколения богословских кадров для российского мусульманства требует глубокого и комплексного изучения богословского наследия прошлого, в частности, российской школы мусульманского богословия в лице таких мыслителей как Х.Фаизханов, Ш.Марджани, З.Камали, Р.Фахретдин, М.Бигиев.
"Чтобы что-то создать новое, нужно сначала окунуться в старое", - подчеркнул религиозный деятель. Выполнить эту задачу призваны книжные серии "Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление" и "Возрождение и обновление" ("Ал-ислах ва-т-тадждид"). Вместе с тем, доктор теологии подчеркнул, что для взращивания плеяды новых научных кадров, одинаково владеющих и академической методологией исследовательской и переводческой деятельности и корпусом богословских знаний, еще предстоит долгий путь.
С докладами на конференции выступили: доктор исторических наук, профессор, руководитель научного направления Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, директор Музея исламской культуры Ефим Резван («Российский ислам: рассказать себе и миру (к созданию Петербургского музея исламской культуры)»); доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан Бахтиёр Бабаджанов («Забытое, но злободневное наследие. Идеи и идеология мусульман-реформаторов Туркестана»); доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета Николай Дьяков («Мухаммад Аркун в исламской мысли на рубеже веков») и другие.
Пресс-служба