Пятничная проповедь о переселении Мухаммада из Мекки в Медину

23 июля 2024 19:36

В пятницу, 19 июля 2024 года, в ММРО «Ахун Патеев» города Пензы первый заместитель муфтия Рафик-хазрат Шабанов провел проповедь на тему: «Хиджра Мухаммада из Мекки в Медину».

«Пророческая хиджра не была просто событием в истории, которое прошло незамеченным. Это была одна из величайших вех в истории ислама и человечества. Хиджра стала переходом от стадии слабости и преследований к стадии силы и созидания, от стадии призыва к стадии законодательства, от стадии общества к стадии государства. Это событие было наполнено тайнами, уроками и наставлениями, которые могут извлечь пользу для себя Умма в любое время и в любом месте»,- отметил в начале своего выступления Рафик-хазрат.

Одной из таких тайн была подготовка мусульман к хиджре тайно и мудро. Пророк Мухаммад (мир ему) приказал своим сподвижникам мигрировать в Медину после того, как жители Ясриба дали ему клятву защищать и поддерживать его. Мусульмане мигрировали постепенно, чтобы курайшиты не заметили их ухода и не могли помешать. Пророк (мир ему) выбрал себе верного друга Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в качестве спутника. Он подготовил для них двоих верблюдов и нанял проводника, знающего пустынные тропы. Он также поручил своей дочери Асме передавать новости Абдуллаху ибн Абу Бакру ночью и приносить им еду. Пророк также поручил Аамиру ибн Фухайре поить их стадо овец ночью, чтобы дым не выдал их местонахождение.

Затем наступил этап больших приключений и серьёзной опасности. Язычники спланировали убить Пророка (мир ему) во сне. Однако Аллах открыл своему пророку этот заговор, и он сообщил об этом Абу Бакру. Ночью Пророк (мир ему) вышел из дома, используя осаду язычников. Он посыпал пыль на головы стражников, читая: «И поставили Мы преграду перед ними и преграду позади них, и накрыли их, так что они не видят» (Сура Ясин: 9). Затем он направился к пещере Савр и вошел в неё первым, чтобы убедиться в её безопасности. Затем зашёл Абу Бакр. Паук заплёл вход пещеры своей паутиной, а голубка свила гнездо и отложила яйца у её входа.

Язычники преследовали Пророка (мир ему) до пещеры. Один из них сказал: «Если бы он был в этой пещере, мы бы увидели следы его ног на этом песке». Они ушли. Пророк (мир ему) успокаивал Абу Бакра, говоря: «Не печалься, ибо Аллах с нами» (Сура ат-Тауба: 40). Затем Пророк (мир ему) продолжил своё путешествие с Абу Бакром и проводником, избегая известных дорог, пока они не достигли предместий Медины.

После прибытия начался этап создания сильного и стабильного исламского государства. Мусульмане встретили Пророка (мир ему) с радостью и ликованием. Каждое домохозяйство мечтало, чтобы Пророк остановился именно у них. Пророк остановил свою верблюдицу в месте под названием Куба, а затем выбрал место для строительства своей мечети и построил рядом с ней дом.

Пророк (мир ему) также провёл братание между мухаджирами (переселенцами из Мекки) и ансарами (помощниками из Медины), установил договоры с евреями и соседними племенами, и издал исламские законы, касающиеся богослужений и социальных отношений.

Затем Рафик-хазрат Шабанов привел наиболее значимые результаты и уроки, извлечённые из пророческой миграции, включают в себя:

1. Величие Пророка (мир ему): Он был центральной фигурой, вокруг которой разворачивались все события ислама и миграции. Он был лидером, наставником и учителем мусульман, а также целью, которую стремились уничтожить враги.

2. Упование на Аллаха во всех обстоятельствах: Пророк (мир ему) всегда полагался на Аллаха, надеясь на Его милость и помощь, и никогда не поддавался отчаянию, страху или сомнениям. Он действовал с мужеством, терпением и мудростью.

3. Жертвенность ради ислама и призыва к Аллаху: Пророк (мир ему) жертвовал всем ради распространения единобожия и улучшения общества. Он оставил своё место рождения и сподвижников в Мекке, перенёс тяготы путешествия по пустыне и рисковал своей жизнью, чтобы противостоять многобожникам и тратить своё состояние на помощь мусульманам.

4. Братство среди верующих: Пророк (мир ему) насаждал в сердцах мусульман искреннюю любовь друг к другу, преодолевающую племенные, географические и социальные различия. Он установил братство между мухаджирами и ансарами, которые поддерживали друг друга в трудностях, помогали друг другу в несчастьях и любили друг друга искренней любовью.

5. Законодательство для мусульман через Коран и Сунну: Пророк (мир ему) получал откровения от Аллаха с аятами и законами, регулирующими жизнь мусульман во всех сферах: богослужения, торговля, мораль, политика, экономика и социальные отношения. Коран стал конституцией, по которой жили мусульмане, а Сунна - примером для подражания.

6. Борьба за защиту ислама и мусульман: Пророк (мир ему) участвовал в военных походах, чтобы противостоять язычникам и врагам, которые пытались уничтожить его призыв и его последователей. Он боролся с мужеством и храбростью, призывал своих сподвижников к стойкости и терпению, утешал их за погибших и радовал их добычей.

Миграция Пророка (мир ему) из Мекки в Медину - великое историческое событие, которое заслуживает памяти и размышления. Оно полно уроков и наставлений, которые учат нас, как действовать в различных жизненных ситуациях как мусульмане.

«Хотелось бы вновь подчеркнуть, что хиджра в первую очередь подразумевает под собой внутреннее переселение, переход из одного состояния в другое. Это было чрезвычайно актуально как для мусульман того периода, так аналогично актуально и для нас. Восхищение людьми, совершившими хиджру многие столетия назад, должно перерасти в стремление самим совершить подобную хиджру. Нужно возжелать перейти на более высокий в духовном, социальном, материальном плане уровень. Хадис «Истинный переселенец тот, кто оставляет грехи и ошибки»,- этими словами завершил свою хутбу Рафик-хазрат.