Рафик-хазрат Шабанов о щедрости, сострадании и милосердии

11 сентября 2024 15:10

Великий ислам учит нас проявлять щедрость, сострадание и милосердие к тем, кто нуждается. Садака (милостыня) и закят (обязательная благотворительность) — это одни из столпов ислама, через которые мусульманин приближается к Аллаху, очищает своё имущество и сердце. Просьбы о милостыне или пожертвовании не должны вызывать в нас гнев или негативные мысли, ведь за такими просьбами скрывается мудрость Аллаха.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) каждый день призывал мусульман быть щедрыми и оказывать помощь нуждающимся. Он сам был примером высшей щедрости, несмотря на скромные средства, которые у него были. В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Садака не уменьшает имущество». Этот хадис показывает, что щедрость не ведёт к убытку, напротив, она приносит благословение (баракат) в жизни и имуществе.

Аллах испытывает каждого по-разному. Люди, которые просят милостыню, могут быть посланниками Аллаха, через которых богатые испытываются в своём сердце. Гнев и раздражение в момент, когда нас просят о помощи, может стать свидетельством того, что наше сердце не очищено от привязанности к материальному. Аллах в Коране сказал: «Воздавайте им [нуждающимся] и не отворачивайтесь от них с негодованием» (сура Аль-Исра, аят 26). Этот аят напоминает нам о том, что просить — это не стыдно, а помогать — это обязанность тех, кому Аллах дал возможность.

Кроме того, нельзя осуждать или обвинять тех, кто просит о помощи. Мы не знаем истинных причин их положения, и наше осуждение может быть большим грехом, чем сам факт их нужды. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Помогайте нуждающимся, ибо, помогая им, вы помогаете себе». Аллах испытал богатых через тех, кто приходит к ним с просьбой, и даровал возможность приобрести Его милость и благословение через проявление щедрости.

Поэтому, когда к нам обращаются за садакой или пожертвованием, нужно помнить, что это испытание от Аллаха. Мы можем выбрать путь гнева и скупости или путь милосердия и щедрости. И только через последние мы сможем удостоиться великой награды и быть среди тех, кого Аллах называет «обладателями добра» — аль-Мухсинин.

Первый заместитель муфтия и председатель ММРО «Ахун Патеев» Рафик-хазрат Шабанов