Рафик-хазрат Шабанов прочитал лекцию для студентов Пензенского государственного аграрного университета

15 ноября 2024 00:34

С 10 по 14 ноября 2024 года в Пензенском государственном аграрном университете в рамках проекта «Молодежная лаборатория «Я жизнь среди жизни!» состоялся молодежный форум по вопросам нравственного воспитания, экологической этики и агроэкотуризма.

Цель форума-создание условий для формирования нравственного отношения к живой природе у школьников и студентов, имеющих дело с живыми объектами, усиление социальной активности и молодежи.

В среду, 13 ноября 2024 года, первый заместитель муфтия Рафик-хазрат Шабанов прочитал лекцию для студентов на тему: «Человек, жизнь и природа в религиозной культуре и этике ислама».

Ислам — это не просто религия, но и целостная система мировоззрения, которая охватывает все аспекты человеческой жизни, от духовных и моральных до социальных и экологических. В этом контексте тема человека, жизни и природы занимает важное место в исламской культуре и этике. Ислам не рассматривает человека и природу как отдельные и независимые сущности, а, наоборот, акцентирует внимание на их неразрывной связи и ответственности человека перед природой.

1. Человек в исламе: Творение, предназначение и моральная ответственность

Человек в исламе — это уникальное и последнее творение Аллаха, наделенное разумом, свободной волей и ответственностью. В Коране Аллах говорит: "И когда твой Господь сказал ангелам: «Я создаю человека из глины, из звонкой, лепящейся глины» (Коран, 15:28). Человек был сотворен из земли, что символизирует его связь с природой, но в то же время он наделен высшим разумом и душой, что отличает его от остальных творений.

Ислам учит, что целью существования человека является поклонение Аллаху и следование Его воле. В Коране сказано: "Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне" (Коран, 51:56). Это поклонение не ограничивается только молитвами, но также включает в себя правильное поведение по отношению к другим людям, окружающей среде и всей жизни на Земле.

2. Жизнь, как дар Аллаха

В исламе жизнь рассматривается как великий дар от Аллаха, который следует ценить и уважать. К каждому аспекту жизни человека предъявляются высокие моральные требования: сохранение здоровья, уважение к жизни других существ, забота о благополучии общества.

Коран утверждает: "Кто спасет одну душу, тот, как -будто спас всех людей" (Коран, 5:32). Жизнь человека ценнее, чем все храмы на земле. Это учение обязывает мусульман уважать и защищать жизнь, как свою собственную, так и жизни других людей и существ. Таким образом, вопрос сохранения жизни и поддержания здоровья является важной частью исламской этики.

Жизнь, в свою очередь, включает не только физическое существование, но и духовное развитие человека, его стремление к совершенству через соблюдение моральных норм и поиск близости к Аллаху.

3. Природа, как творение Аллаха

Природа в исламе не рассматривается как нечто незначительное или даже чуждое человеку. Напротив, она является частью творения Аллаха, который создал все во Вселенной в точном порядке и гармонии. Природа-наша сестра. Коран неоднократно напоминает о важности размышления о природе как знаке могущества и мудрости Аллаха: "Воистину, в создании небес и земли, в чередовании ночи и дня — знамения для обладающих разумом" (Коран, 3:190).

Ислам подчеркивает, что человек не является собственником природы, а лишь ее временным управителем, которому доверена ответственность за сохранение баланса.

4. Этика взаимоотношений с природой

Исламская этика требует от человека бережного и уважительного отношения к окружающей среде. Важно соблюдать баланс и не злоупотреблять природными ресурсами, поскольку все они принадлежат Аллаху. Люди приняли природу, полную всех благ, в готовом виде, не внося для этого никакого вклада. Аллах сказал: «Не производите нечестия, расстройства на земле после устроения ее»

5. Ислам и устойчивое развитие

Современные вызовы, такие как глобальное потепление, уничтожение экосистем, дефицит воды и природных ресурсов, ставят перед человечеством задачу, требующую глобального ответа.

Ислам, в своей этической и моральной основе, предлагает важные принципы для устойчивого развития. Это сохранение природы, уважение к животным и растительному миру, разумное использование ресурсов и защита будущих поколений.

По завершении лекции он отметил, что Пророк Мухаммад (мир ему) призывал к разумному и ответственному использованию воды: "Если у тебя есть река, не используй ее в излишке, даже если ты находишься у полноводной реки" (хадис). Ибо вода-это жизнь. Это наставление останавливает людей от расточительства и напоминает о важности бережного отношения ко всем природным ресурсам. Мусульмане обязаны сохранять природные ресурсы, защищать экосистемы, заботиться о здоровье и жизни, чтобы обеспечить благополучие себе и будущим поколениям.

Пресс-служба