В России идет стремительное омоложение исламской Уммы и ее кадрового состава. Процесс модернизации был запущен Советом Муфтиев России в 2010 году. Тогда, председатель Совета муфтием России, шейх Равиль-хазрат Гайнутдин, в числе приоритетных задач обозначил омоложение исламских кадров, воспитание молодых проповедников, высоких профессионалов, интегрированных в современный модернизационный процесс, гибких к новаторским подходам в просветительской деятельности, запрос на которых, в российской Умме с годами многократно возрастает.
В 2011году мусульман одного из ключевых для исламской Уммы, Пензенского региона России, возглавил молодой муфтий Ислям-хазрат Дашкин. Ему полных 33 года, он имеет блестящее исламское образование: в 1999 г. окончил татарский арабский колледж г.Ульяновск; после, до 2004 года обучался в Саудовской Аравии, в цитадели исламской мысли – Джамийа Исламийа, на факультете исламского права; специалист по Корану – дипломированный хафиз Корана, имеет иджаза (разрешение от совета исламских ученных заниматься преподаванием Корана). Для справки, из студентов приезжающих из РФ единицы получают иджазу по преподаванию Корана; магистр сравнительного права Университет Аль-Джинан (Ливан, Триполи, 3года). Это первый и пока единственный муфтий-хафиз Корана и одновременно самый молодой муфтий России.
В 2009 году вернулся в Россию, занимался преподавательской деятельностью, курсами для имамов, проповедью, курировал молодежное направление в работе мусульманской общины Пензенской области.
О планах на ближайшую перспективу, о приоритетных задачах работы мусульман Пензенской области, о задумках и уже воплощенной в жизнь работе с известным мусульманским блоггером беседует муфтий Пензенской области Ислям-хазрат Дашкин.
-Ислям-хазрат, начнем с уже традиционного вопроса, который обычно волнует не только социологов, но и журналистов: «Какова численность мусульман в Пензенской области?»
-Около 120 тысяч мусульман и около 100 мечетей.
-Каков основной возрастной срез прихожан ваших мечетей?
-В некоторых селах среди молящихся наиболее активно старшее поколение. Молодежь в основном сконцентрирована в населенных пунктах, где идет активная мусульманская работа, где молодые имамы работают с молодежью. Например, село Индерка, где на 5тыс. населения – 5 мечетей, и село Средняя Елюзань (10000 мусульман, 10 мечетей). Средняя Елюзань самое большое татарское мусульманское село в России. Эти два села наиболее религиозны. Это в первую очередь обусловлено тем, что очень много студентов из Елюзани учится в исламских ВУЗах России и зарубежом. На сегодня 6 выходцев из этого села являются хафизами Корана.
Даже во времена атеизма в этом селе были мечети, которые не закрывались. Цепочка не полностью прервалась. Старшее поколение очень крепко стоит на позициях Ислама и передало это молодому поколению елюзанцев.
-Ислям-хазрат, читателям будет интересен Ваш собственный жизненный путь. Что сподвигло Вас к поиску и приобретению исламских знаний?
-Мой поиск знаний начался с изучения арабского языка в татарском колледже. Затем, окончив его и овладев основами арабского языка я, в 2000 г. поступил на факультет исламского права Мединского исламского университета. Можно сказать, что здесь и начался мой путь к знаниям, которые чем больше я приобретал, тем сильнее становилось чувство любви и трепетного отношения к этой религии, к ее красоте и полноценности. Желание принести пользу своему народу, российскому обществу, своей Родине не позволило мне остановиться на достигнутом и я продолжил учебу в магистратуре, получил иджазу (признание от ученых) по знанию Корана.
-Каким образом возможно запомнить наизусть весь Коран? И почему именно эту специализацию Вы выбрали?
-Мне давалось это легко. Человеку, желающему изучать религию нужно знать Коран. Все большие ученые Ислама являлись хафизами (знатоками Корана). Это сильная подпитка, баракат Всевышнего. Человек ощущает, как будто его что-то или кто-то направляет, дает видение, правильное понимание. Это великая Милость от Господа.
-Как Вы опишите отношение мусульман нашей страны к своей религии, к Корану, к знаниям?
-У нас слабое отношение, недостаточная культура Ислама. Свидетельство тому – это считанное количество хафизов Корана. У нас отсутствуют собственные центры по подготовке хафизов. Даже если измерить массовую долю умеющих просто читать на арабском языке Коран, то мы получим очень небольшой % от общего числа мусульман. В этом отношении у нас очень много работы и нам приходится ставить большие и зачастую сложные задачи перед собой, но без повышения качества религиозного знания, без укрепления религиозной культуры, нам будет очень сложно воспитать полноценных представителей исламской уммы и достойных граждан российского общества.
-Ислям-хазрат, Вы акцентируете внимание на воспитании молодого поколения. Скажите, каково Ваше семейное положение? Есть ли у Вас дети?
-Я женат, у меня двое детей. Семья в Исламе имеет большое значение. Это базис общества. Здоровая семья дает полноценных членов обществу и таким образом укрепляет его. Ислам побуждает создавать большие и крепкие семьи и уделять огромное внимание воспитанию детей.
Сегодня в погоне за заработком прервалась эта связь между родителями и детьми. Дети ищут ориентира, они жаждут примера, но, к сожалению, родителям либо некогда, либо они не всегда несут этот пример, и мы подталкиваем своих детей к самостоятельному поиску, методом проб и ошибок. И зачастую их воспитывает улица и теряется связь с родителями, разрушается само предназначение семьи и ее деградируется место в обществе. И все это несет пласт больших проблем: социальных, экономических, демографических.
-Что Вы можете рассказать молодым мусульманам, о елюзанцах, коим являетесь сами, об их предках? Как они относились к своей религии и какой отпечаток она наложила на сегодняшнюю Елюзань?
-Я уже говорил, что в Елюзани действовали мечети даже при коммунизме. Сегодня село насчитывает 10 тысяч жителей и у нас действует 10 мечетей, было медресе. Есть мусульманский детский сад. Большинство свадеб в селе проходит без спиртного. По статистике разводов не более 2% от количества браков. Все это появилось не на пустом месте. В этом всем есть трепетное и ревностное отношение к своей религии. Ислам наложил свой отпечаток и на поведении елюзанцев. У нас практически отсутствует преступность, нет краж, нет наркоманов, единицы употребляют алкоголь. И это все потому, что у нас есть ориентиры – это наше старшее поколение, на которое мы равняемся.
-Как Вы обозначите основные проблемы мусульман Пензенской области? И что для Вас, как лидера мусульман области является приоритетным в работе? На что в работе делаете акцент?
-Приоритетами в своей работе мы видим в первую очередь образование и воспитание молодого поколения, проповедь. В рамках этой работы мы организует различные курсы для имамов, для прихожан, для женских групп, проводим конкурсы по Корану, по знанию исламских дисциплин; проводим ежегодные детские лагеря на 500 человек, где детей обучаем основам Ислама и прививаем им патриотизм, пытаемся указать на нравственные ориентиры, стержнем чего, конечно же, является, в сегодняшнем нашем мире, мораль и духовность.
-Каков запрос сегодняшних прихожан мечетей Пензенской области? Что больше всего заботит мусульман?
-Сегодня в решении повседневных вопросов, вопросах семьи, общества, вопросах взаимоотношений мусульмане все чаще стараются приводить свою жизнь в соответствие Исламу. Это основной пласт вопросов, который волнует пензенских мусульман. С этими вопросами они обращаются к нам за разъяснением. Особенно требовательное отношение молодого поколения мусульман сегодня к знанию, к квалификации исламских проповедников. Интеллектуальный и общий уровень мусульман региона несоразмерно вырос за последние 20 лет, потому для них уже недостаточно простых шаблонных ответов, которые они привыкли слышать по своим жизненным проблемам у мулл и имамов, не имеющих соответствующего образования.
Сегодня мы готовы к таким запросам, у нас есть квалифицированные кадры, имеющие хорошее исламское образование и практический опыт, опирающихся на понимание окружающей действительности, учитывая богатый жизненный опыт наших мудрых предков, которые пронесли через все эти столетия наши национальные и религиозные традиции, сохранили и приумножили их.
-Каков основной посыл к молодежи, к прихожанам, к пензенскому обществу? Что Вы видите основной целью в своей работе? На какой платформе собираетесь выстраивать отношения?
-Мы живем в обществе, хорошее оно или плохое, Всевышний распорядился так, чтобы мы были здесь и сейчас. И на нас ответственность перед обществом и перед будущими поколениями изменить самих себя и стать примером для окружающих, по мере своих возможностей. Ислам немыслим без изменения к лучшему, без прогресса. Наша платформа – это срединность в Исламе, открытость, взаимоуважение и доверительное отношение. Это то, как и на чем мы собираемся выстраивать диалог со всеми слоями нашего общества.
-Существуют ли в пензенском обществе предубеждения по отношению к Исламу и мусульманам?
-Одним из отличий нашего региона является то, что такого страха, предубеждений по отношению к мусульманам здесь нет и никогда не было. Не было здесь и межрелигиозных или межнациональных конфликтов. Наше общество очень толерантно, пережило вместе все сложности войны, перестройки, делило проблемы друг с другом. Мы живем веками бок о бок, знаем друг друга. И мы нацелены на открытую работу все вместе, сообща, основанную на доверительном отношении и взаимоуважении.
-Существует ли проблем радикализма в мусульманской общине Вашего региона?
Не существует. У нас никогда остро не стояла подобная проблема, хотя были единичные случаи, когда люди говорящие от имени мусульман, не имея на то ни знаний, ни права, которое им не было делегировано, заявляли о своей приверженности ваххабизму, затем принимали совершенно противоположные взгляды, обвиняя мусульман в обратном. Но такие люди не имеют никакого влияния на умы людей, они являются временным явлением, и не оставляют никакого следа ни в истории Ислама, ни в истории общины и региона в целом.
У нас нет никаких сект, радикальных групп, мусульмане и в правовых вопросах придерживаются одного мазхаба (ханафитского).
-Как Вы взаимодействуете с властью, руководством региона? Есть ли практические результаты такого взаимодействия?
-Мы ведем открытый диалог со всеми представителями власти, посвящаем их в свою деятельность, приглашаем на все мероприятия, которые проводим. Мы нацелены на плодотворное стратегическое сотрудничество, и надеемся, что в будущем уровень таких контактов и взаимодействия будет возрастать.
-Что бы Вы, будучи муфтием, как специалист по Исламу, обозначили, как основной проблемой и потребностью мусульман сегодня?
-В связи с растущими потребностями общины, ее численности, нам не хватает достаточного количества квалифицированных кадров, есть нехватка финансовых ресурсов, нехватка специалистов в области экономики, юриспруденции. Не достаточно количество мечетей в самой Пензе. Во всех этих направления мы работаем и будем рады сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в этом.
-Какие проекты Вы планируете осуществить в ближайшее время?
-У нас есть проекты по строительству мечетей, там, где они востребованы. У нас идет подготовка кадров. Около 30 студентов, возвращения которых мы ждем, учатся под нашей эгидой в лучших исламских ВУЗах России и мира. У нас объемные проекты в социальной работе, такие, как раздача жертвенного мяса во времена исламских праздников, проведение ифтаров во всех мечетях Пензенской области во время месяца Рамадан; раздаем подарки детям на праздники; несколько раз взаимодействовали с детскими домами, оказывали им свою посильную помощь. В дальнейшем намерены увеличить объем такой работы, но пока, к сожалению, в связи с недостаточностью финансовых возможностей, мы не можем увеличить объем социальной работы.
Кроме того у нас есть комиссия по Закяту и мы работаем в этом направлении. С каждым годом все большее количество прихожан стремятся исполнить этот столп Ислама и потому у нас назрела необходимость учета и контроля за поступлением и расходованием таких средств, в результате чего появилась комиссия по Закяту.
- По каким вопросам к Вам чаще обращаются люди? Чего они ждут от муфтия? И можете ли вкратце рассказать о функциях муфтия, его призвании?
-Многие годы в нашей стране муфтий являлся больше должностью, а не призванием. И отношение в обществе было соответствующим, как к звездочетам и чалмоносцам. Муфтии были кем угодно: коммерсантами, они лезли в политику, занимались бытовыми и хозяйственными вопросами, забывая, а чаще не имея квалификации и знаний выполнять основное свое предназначение – давать шариатско-правовые заключения относительно тех или иных жизненных вопросов и ситуаций, которые все больше и чаще в наше время заботят мусульман. С появлением достаточного количества и знающих и квалифицированных исламских кадров, которые берут на себя часть непрофильной работы муфтия, понимание того, «кто есть муфтий» и «его роли» в мусульманском обществе начинает выравниваться. Мы стараемся решить и помочь в решении вопросов, с которыми к нам обращаются прихожане, но все чаще они идут к муфтию с вопросами о своей религии, повседневной жизни, взаимоотношениях в семье, обществе.
В своей работе мы ломаем стереотипы. Молодое поколение мусульман находит должный отклик в среде исламских проповедников. Мы стараемся совместить исламскую нравственность с новаторством, новыми идеями и подходами, мы стараемся говорить с мусульманами на языке конструктивизма, стараясь принести общую пользу.
Можно говорить красиво и долго, но нам нужно работать, в соответствии с призывом Всевышнего Аллаха: «И скажи: «Трудитесь и увидит ваши деяния Аллах, Его пророк и верующие»
Беседовал Мухаммад Туаев