Пока расколотая исламская умма увлеченно выясняет, какое движение, какой джамаат и какой мазхаб является единственно правильным, западный мир вот уже не одно столетие кропотливо работает над важнейшей задачей. Это задача, которая обеспечивает выживаемость западного мира перед лицом его конкурентов, называется увеличение связности собственного общества.
А исламская умма, наоборот, благодаря, кстати, усилиям того же Запада, раскалывается на еще большее количество групп и сект. Если исламский мир усилием коллективной воли не вырвет себя из состояния раскола – ему еще долго не преодолеть собственного упадка. Не говоря уже о том, чтобы выйти в мировые лидеры.
Обеспечение связности
Западное общество по мере своего развития, год за годом, становилось все более разнородным. С каждым новым этапом своего развития в мире появлялись новые социальные группы и классы – торговцы, ремесленники, профессиональные политики, музыканты. С каждым новым этапом увеличивалось и идеологическое разнообразие западного мира – появлялись демократы, националисты, коммунисты, социалисты и т.д. А в наши годы разнообразие западного мира увеличивают потоки мигрантов со всего света.
Для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование своего общества западным политикам приходилось решать задачу поддержания должного уровня связности этого разнородного общества. И данная задача решалась ими, в первую очередь, через создание и навязывание всему обществу единой массовой культуры, единого набора ценностей преуспевания, потребительства, ложной свободы от всех ограничений и т.д.
Именно поэтому, когда западный мир столкнулся с мигрантами из исламского мира, которые не спешили принимать западный набор ценностей потребительского и развращенного вседозволенностью общества, он забил тревогу. Огромная и постоянно растущая часть западного общества не захотела ассимилироваться. А вместо этого начала продвигать в западном обществе собственные ценности.
Социальная и ценностная связность западного общества оказалась под угрозой. Именно поэтому целые когорты ученых бросились на то, чтобы срочно разработать рецепты как можно скорейшей увязывания мусульман в западное общество, начиная от идей ассимиляции, интеграции, построения мультикультурного общества и т.д. В случае если бы связность западного общества нарушилась на длительное время – страны Европы и даже США тут же посыпались бы как карточные домики.
Атомизация общества
Однако тот же самый Запад, который через навязывание всем одного и того же набора ценностей пытается обеспечить связность собственного же общества, не замечает иной катастрофы. Эта катастрофа западного мира началась не вчера, а началась лет 500 назад, когда западное общество начало подрыв традиционных общественных отношений. Для того, чтобы осознать, как протекает этот процесс, приведем небольшой пример.
Американский ученый У. Корнхаузер выделяет три уровня связности человеческого общества. Первый уровень - это уровень ближайшего человеческого окружения, то есть прежде всего семьи. Второй уровень - это уровень социальной группы, общины, коллег по работе, церковного прихода. Третий, самый широкий уровень - это уровень общества в целом, уровень нации и государства. Именно на каждом из трех уровней происходит связывание общества в единый организм.
Однако все предыдущие столетия в западном мире на каждом из трех этих уровней происходило разрушение, деградация, распад связности западного общества. Человек все больше отрывался от семьи, все больше терял привязанность к роду, к своим родственникам. Более того, он терял привязанность к своим соседям, коллегам по работе и даже друзьям. Человек все больше уходил от общества в собственную индивидуальность, а с появлением ТВ и интернета – в виртуальный мир развлечений.
Происходило разрушение некогда связанного воедино общества на отдельных индивидуумов, напоминающих отдельные, ни с кем не связанные атомы. То есть происходила атомизация общества. Эти люди-атомы вроде бы разделяли одни и те же ценности, вроде одевались в одних и тех же универсальных магазинах, ездили в одних и тех же поездах и трамваях, читающих одни и те же газеты.
Но при этом каждый из них был одинок и потерян. Именно здесь, через разрушение традиционной структуры общества, социального общения западный мир все больше терял межчеловеческие, межсемейные связи, которые тянулись иной раз не одно поколение. И именно здесь происходила самая страшная для Запада потеря связности общества.
Раскалывание уммы
Что касается Ислама, то нас ждет двойная угроза. Мало того, что современный Запад всеми силами пытается превратить сохранившиеся традиционные мусульманские общества в безликие массы потребителей для более легкой управляемости ими. Так вдобавок к этому мусульмане, идя на поводу у различных провокаторов и неучей, все больше разделяются на непримиримые группы, секты и джамааты. Что еще во много раз ослабляет потенциал исламской уммы.
Не зря данное состояние исламской уммы позволяет многим ученым говорить о непреодолимом характере раскола исламской уммы. Отечественный исламовед Александр Игнатенко даже пишет о том, что разделение и сектантство – это «естественный способ существования Ислама». При этом он данное свое утверждение пытается снабдить детальным изучением истории разделения исламской уммы на секты и отдельные течения в своей работе «Расколотая умма в ожидании Судного дня».
Он, в частности, пишет: «Возникновение указанных выше группировок — равно как и любых других, которые могут возникнуть в будущем, — уместно рассматривать как никогда не прекращавшийся в исламе процесс сектантского деления, результатом которого было и остается возникновение все новых сект (араб. фирак, ед. ч. фирка)». При этом он даже пытается подтвердить свою теорию хадисом Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что исламская умма разделится на 73 группы.
Учитывая тот факт, каким исламофобом является сам Игнатенко и то, с какой провокационностью он навязывает читателю свое мнение о неизбежности все большего раскола исламского мира, мусульманам стоит задуматься о том, кто стоит за этим процессом. Очевидно, что недруги Ислама, начиная с инициирования раскола уммы на шиитов и суннитов, и завершая сегодняшними провокациями, никогда не оставят своих попыток дальнейшего раскалывания исламского мира.
Двухмерная связность
Вполне очевидно, что для мусульман Ислам является не только ориентиром и моделью развития, но и связующей основой. Только приверженность религии Аллаха может сотворить чудо и спаять разноязыкие племена и народы в одну общность – умму смиренных рабов Аллаха. О необходимости единства уммы говорилось много, и доказательств из исламских источников также приводилось немало.
Но в этот раз хотелось бы остановиться на таком уникальном моменте исламского единства, которое приводит к такой всеохватной связности исламской уммы, каковой никогда, ни одному обществу не достигнуть. Речь идет о концепции исламского братства, которое каждого мусульманина делает братом другому мусульманину. Причем Ислам делает братом мусульманину другого мусульманина, даже если они еще не знакомы.
То есть каждый отдельный мусульманин осознает, что у него кроме известных ему братьев, априори, «по умолчанию» существует еще миллионы и миллионы братьев по всему миру. Даже не зная их, он уже готов любить их, сопереживать их бедам, радоваться их победам и помогать им в беде. Ни одна другая нация, ни одна другая культура или цивилизация не обладают столь мощным инструментом связывания собственного общества «по горизонтали».
Мало того, мусульмане обладают мощнейшим инструментом связывания исламской уммы и «по исторической вертикали». Речь идет о том, что мусульмане являются братьями не только современным мусульманам, но и прежним поколениям мусульман вплоть до поколения сподвижников. И даже более того, концепция исламского братства охватывает и поколения и общины прежни пророков, вплоть до Адама (мир им всем). А также охватывает и будущие, еще не родившиеся поколения мусульман.
То есть мусульманин скрепляет и связывает исламскую умму чувством исламского братства, любовью и братской привязанностью не только «по горизонтали», охватывая своих современников, но и «по вертикали», охватывая все прежние поколения и будущие поколения мусульман. Такое двухмерное связывание скрепляет в единую умму миллиарды живших, живущих и тех, что будут жить мусульман. И если мусульмане правильно понимать ценность братства, любви и единства на пути Аллаха, никакие недруги не смогут нарушить связности нашей уммы.
Тимур Юсупов, Ансар.ру
Имамы выступили за единство и нравственность – 11.02.2013