Психология вождей народа, правителей, политической элиты отличается от психологии простых людей. Это достаточно очевидный факт, и мусульмане в религиозном призыве (да’ават), несомненно, должны учитывать его. Посланник Аллаха (мир ему) призывал их с большой мудростью и проницательностью, стараясь не отпугнуть знать и элиту от Ислама, но смягчить их сердца, расположить их к вере и укрепить религию их приходом в Ислам. Однако современные мусульмане, почему-то, совершенно забывают и игнорируют данный факт.
Вместо этого они стараются как можно больнее обидеть, оскорбить тех лидеров, правителей и влиятельных людей, которые еще не приняли Ислам. Мало того, что современные мусульмане навешивают на них ярлыки, используют обидные прозвища, они еще с полной уверенностью утверждают, что их место в Аду, и ничего уже не спасет их заблудшие души.
Такое отношение со стороны мусульман предельно ожесточает сердца этих людей, и они еще больше укореняются в своем неверии и вражде к Исламу. Но метод Пророка (мир ему) совсем не таков.
Посланник Аллаха (мир ему) чрезвычайно осторожно, внимательно и скрупулезно подходил к вопросу призыва в Ислам лидеров языческого курайшитского общества. С момента начала открытого призыва он всеми силами стремился обратить их в Ислам. Для их убеждения он специально подыскивал наиболее удобное время и места встреч, подыскивал слова и темы, через которые на лидеров язычников можно было оказать влияние, чтобы смягчить их сердца.
Сира (жизнеописание) Пророка Мухаммада (мир ему) сохранила для нас подробности того, как он встречался с такими лидерами неверия, как Утба ибн Рабиа, его брат Шайба ибн Рабиа, Амру ибн Хишам, прозванный Абу Джахль («отец невежества»), Умайя ибн Халиф и аль-Валидом ибн аль-Мугира, который был отцом Халида, прозванного «мечом Аллаха». Многие из них были злейшими врагами Ислама, но Посланник Аллаха (мир ему) очень мягко и корректно призывал их, стремясь убедить их принять исламскую веру.
Он страстно желал, чтобы вожди курайшитов ответили на его призыв или прекратили чинить зло его сторонникам. Как пишет автор книги «Картинки из жизни сподвижников Посланника Аллаха» Абд-ур-Рахман Раафат аль-Баша, «если бы они стали мусульманами, то это подтвердило бы могущество религии Аллаха и явилось бы мощной поддержкой призыва Его Посланника».
С большой мудростью Посланник Аллаха (мир ему) относился к призыву других племен и общин в Ислам. Он понимал, что эти общины предельно настороженно относятся к нему, как к чужаку, как к провозвестнику новой, непонятной религии. Поэтому он в беседах с представителями этих племен старался развеять их страхи, найти такие слова, которые бы убедили их в истинности исламского призыва. К примеру, в призыве христиан к Исламу он говорил об Исе (мир ему), с иными арабами он говорил о вере Ибрахима (мир ему).
Начиная с четвертого года от начала пророчества и до конца последнего сезона паломничества перед хиджрой, он обращал свой призыв к таким племенам, как Бану Амир бин са‘са‘а, Фазара, Гассан, Мурра, Ханифа, Салим, ‘Абс, Бану Наср, Бану аль-Бакка, Кинда, Кяльб, аль-Харис бин Ка‘б, ‘Узра и люди из Хадрамаута. В призыве каждого из племен, а также их лидеров в Ислам Посланник Аллаха (мир ему) старался находить наиболее мудрый и мягкий подход.
К примеру, Пророк (мир ему) пришел к членам рода Бану Абдуллах, относившегося к племени Бану Кяльб, призвал их к Аллаху и предложил им последовать за собой, предельно уважительно отозвавшись об основателе этого рода: «О, Бану Абдуллах, поистине, Аллах сделал прекрасным имя вашего предка!». То есть, несмотря на то, что перед ним были неверующие, он старался в каждом случае находить то, что можно было подчеркнуть, как их достоинство или близость к Исламу.
Вернувшись в Медину после заключения перемирия при Худайбийе в конце шестого года хиджры, Посланник Аллаха (мир ему) направил ряд посланий к правителям разных стран, призывая их к Исламу. Анализ данных писем открывает перед нами удивительную мудрость Пророка (мир ему), который, обращаясь к обладателям власти и влияния среди собственных народов, призывал их именно через те темы и вопросы, которые им были наиболее близки. А именно через наиболее болезненный и ключевой для них вопрос о власти.
Практически во всех своих письмах к правителям соседних стран Посланник Аллаха (мир ему) обещал им в случае принятия ими Ислама, оставить власть в их руках. Он писал Хаузе бин Али, правителю Йамамы: «Прими Ислам, и ты будешь спасен, а я оставлю тебе то, чем ты владеешь», писал аль-Харису бин Абу Шимру аль-Гассани, наместнику Дамаска: «Я призываю тебя уверовать в одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и тогда останутся у тебя твои владения», писал правителю Омана Джайфару ибн аль-Джаланди и его брату Абду: «И, поистине, если вы примите Ислам, я оставлю вам власть…».
Когда он писал правителям христианских народов – императору Византии, мукаукису Египта и негусу Эфиопии, он писал о близости их веры Исламу, о том, что они, как приверженцы религии, основанной на прежнем Писании, должны последовать новому Писанию. Кроме того, он писал правителям о том, что, если они примут Ислам, то получат двойную награду, а если откажутся, то понесут бремя грехов всего своего народа. Примечательно, что эти правители, даже если и не принимали Ислам, не отвечали Пророку (мир ему) грубостью, ожесточением, но проникались уважением к Исламу.
Мукаукис Египта даже оказал почет посланцу Пророка (мир ему) и направил ему в подарок двух невольниц из благородных коптских семей, одежду и мулицу, а также написал письмо, которое начиналось со слов «мир тебе». То есть, подход Пророка (мир ему) к призыву вызывал не отторжение, а симпатию со стороны того, к кому был обращен призыв. Поскольку он в своем призыве и посланиях вел речь об убеждениях того, кому был адресован призыв, о том, что близко его сердцу, и был предельно учтив и уважителен к его убеждениям.
К примеру, в послании Пророка (мир ему) негусу, императору Эфиопии по имени Асхама бин аль-Абджар кроме призыва к Исламу содержались такие слова: «Свидетельствую, что Иса, сын Марьям, дух Аллаха и Его слово, с которым Он обратился к благой и целомудренной деве Марьям и которая зачала Ису от Его духа и Его дыхания подобно тому, как Он создал Адама Своей рукой, и, поистине, я призываю к одному только Аллаху, у Которого нет сотоварища…».
Когда негусу доставили это послание, он взял его, приложил к своим глазам, спустился со своего трона на землю и принял Ислам. Таким образом, подход Пророка (мир ему) к призыву лидеров неверующих обществ не только был пронизан мудростью и знанием психологии правителей и элиты, но и доказал свою эффективность. Поскольку, принятие Ислама одним лидером или правителем значило для распространения религии Аллаха больше, нежели принятие Ислама сотнями простых людей.
Отдельной страницей в истории пророческого призыва стоит история призыва в Ислам злейшего врага новой религии, правителя Мекки Абу Суфьяна. Этот лидер курайшитских язычников 23 года сопротивлялся не только принятию Ислама, но и даже его распространению среди других арабов, воевал против мусульман и убивал лучших из них. И тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему) не оставлял попыток наставить и вразумить Абу Суфьяна, несмотря на все его преступления против Ислама.
Когда Абу Суфьян пришел в лагерь мусульман накануне покорения ими Мекки, то Пророк (мир ему) вместо того, чтобы устрашить его силой мусульман и проклясть его, вновь призывал его принять Ислам во свое спасение. После этого аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфьян – человек гордый, сделай же для него что-нибудь».
Пророк (мир ему), который очень хорошо знал психологию курайшитской знати, осознавал, какой именно жест с его стороны укрепит решимость Абу Суфьяна принять Ислам. А именно демонстрация того, что и по принятию Ислама положение Абу Суфьяна в обществе останется по-прежнему высоким. Поэтому Пророк (мир ему) провозгласил в день покорения Мекки: «В безопасности будет тот, кто войдет в дом Абу Суфьяна…» То есть Пророк (мир ему), несмотря на прежние грехи Абу Суфьяна, подтвердил его высокий статус в глазах народа, которым он правил на протяжении десятилетий.
Однако и по принятию Ислама, сердца курайшитской знати не были столь сильно привязаны к Исламу. Поэтому, когда после битвы при Хунайне и захвата богатой добычи Посланник Аллаха (мир ему) приступил к ее разделу, он наделил представителей элиты щедрой долей, чтобы подчеркнуть их статус, развеять их сомнения в том, что они могут потерять свое положение в обществе. А также, чтобы не допустить какого-либо недовольства с их стороны и еще больше привязать к Исламу их сердца, привыкшие к власти и богатству.
Поэтому первыми из получивших свою долю стали «люди с прирученными сердцами», которым досталось больше всех остальных. Так, Посланник Аллаха (мир ему) дал Абу Суфьяну бин Харбу сорок укий серебра и сто верблюдов и столько же его сыновья. Хаким бин Хизам получил сто верблюдов, но потом попросил еще столько же и Пророк (мир ему) отдал ему еще сто. Он дал Сафвану бин Умаййе сначала сто верблюдов, потом еще сто, а потом еще сто, дал аль-Харису бин аль-Харису бин Кильда сто верблюдов.
По столько же получили от него все предводители курайшитов и других племен, другим же он раздавал по пятьдесят и по сорок верблюдов. Это при том, что простые воины мусульмане получили всего по несколько верблюдов. В то время как, многие из них были в Исламе не первый год, отдали на пути его распространения все свое скудное имущество, здоровье, жизни сыновей и отцов. И наверняка заслуживали большую награду. Смысл подобного шага Пророка (мир ему) предельно четко объяснил Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури в своей книге про жизнь Пророка (мир ему).
Он написал: «Подобный раздел добычи основывался на мудром принципе, поскольку в этом мире многих людей к истине ведет их утроба, а не их разум. Так, животные идут правильным путем благодаря пучку клевера, который подвешивается у них перед глазами и благополучно приводит их к загону, а некоторые люди, подобно им, нуждаются во всевозможных стимулах до тех пор, пока не привязываются к вере и не начинают радоваться ей».
Несомненно, мусульманам стоит предельно внимательно и скрупулезно изучать путь Пророка (мир ему), чтобы извлекать из него наиболее эффективные методы призыва, распространения Ислама и увеличения людей, сочувствующих ему. А в современном мире, в котором позиции политической и экономической элиты могут помочь укреплению Ислама, стать примером для миллионов людей, развеять страхи перед мусульманами, методы Посланника Аллаха (мир ему) актуальны как никогда.
Мухаммад Садруддин, «Исламская цивилизация»
Модель руководства Пророка: точка отсчета реформ и источник возрождения – 09.12.2013
Как Пророк проводил утренние часы – 26.03.2013
Кто может заниматься призывом к Исламу? – 09.01.2013