Переосмысление (тауджих) наших представлений о роли лидера в мусульманской общине необходимо, если хотим преобразований на организационном уровне. Невзирая на территориальные границы, мусульманская община поддерживает руководящую структуру, ограничивающую ее рост и творческий потенциал в эмоциональном, духовном, интеллектуальном и материальном планах.
Догматические воззрения оправдывают практику руководства, которую можно назвать тиранией личности, и зачастую подменяют собой пример самого Пророка (мир ему и благословение).
Взывая к соображениям закона и порядка, мусульман исторически поощряли к тому, чтобы терпеть слабое руководство. И хотя желание поддерживать закон и порядок ради высшего блага достойно всяческих похвал, из-за этой традиции мы отворачиваемся от понимания того, что же такое правильное руководство во всех сферах жизни.
Здесь мы не собираемся ратовать за радикальные изменения любой ценой, не призываем преследовать свои интересы в ущерб обществу, и не будем навязывать наши мысли и чувства в условиях нынешнего политического хаоса в мусульманском мире. Но утверждаем, что модель, практиковавшаяся Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), была отодвинута в сторону, и теперь, в современном мире, мы не в состоянии понять значение этой модели в мечети, на рабочем месте, в домашней жизни, образовании, что она значит для наших отношений с миром.
Следовательно, необходимо переосмыслить понимание того, каким образом жизнь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) может быть источником представлений о роли и функциях лидера.
Построение и переосмысление наших представлений о лидерстве
Фрейминг (построение, установление рамок, [в теории рамочного анализа, по определению Роберта Энтмана, это «выбор определенных аспектов реальности с целью сделать их более заметными … популяризируя, таким образом, определенную трактовку проблемы, интерпретацию её причин, моральную оценку и возможное её решение», примечание переводчика]) – инструмент, помогающий нам систематизировать, интерпретировать и оценить тот или иной опыт, а также объяснить его.
Фрейминг также относится к сфере соперничества, где обсуждаются идеи, власть и авторитет. В этом смысле фреймингом можно сознательно манипулировать, и с его помощью задавать способы интерпретации вещей, отстаивать определенные интересы или делать акцент на одних видах деятельности и игнорировать другие.
По определению, рефрейминг – это перетолкование, которому мы должны подвергнуть наше представление о лидерстве. Хотим сказать, что нам следует реформировать практику руководства и представления о ней так, чтобы они отражали ценности, которые проповедовал Пророк (мир ему и благословение).
Это может произойти, если переосмыслим, перестроим свое понимание так, чтобы это привело к реформе (ислах) представлений о роли и функциях лидера и стало для нас серьезным стимулом в том, чтобы неуклонно подражать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).
Для этого приоритетом мусульманина должно стать изучение примера Пророка через его биографию (сиру). Кроме того, нужно стремиться понять, каким лидером был Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) при жизни. Только после того, как мусульманин осмыслит и впитает в себя уроки сиры на этот счет, мы рекомендуем переходить к Корану и, изучая его и приведенные в нем примеры и описания, далее углублять свое понимание роли лидера.
Чтобы перестроить наше организационное мышление, ценности и работу, необходимо внимательно изучать жизнь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), жить с этим, размышлять над этим, доводить свои знания до совершенства, с целью извлечь уроки и применить их на уровне систематической организационной практики институционного масштаба.
Синергия таких двух факторов, как внимательное изучение и применение этих знаний, невозможна, если мы не придем к пониманию того, что значит в своей собственной жизни подражать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и делать это так, чтобы это стало частью нашего поведения.
Возможно, этот переход поможет нам осознать смысл понятия «справедливость», которое проходит красной нитью через все учение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) - образца для всех мусульман.
Пророк (мир ему и благословение) – безукоризненный лидер
Определение и отображение того, что значит лидер в исламе, требует от нас совершенно четкого осознания, а значит - неустанного изучения жизни Пророка (мир ему и благословение).
Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Подчиняйтесь Аллаху и подчиняйтесь Его Посланнику...» (Коран, 4:59)
Переосмысление роли и функций лидера – это начальная стадия всей нашей практики руководства, в процессе которого главным источником вдохновения должно быть учение Пророка (мир ему и благословение). Этот процесс – необходимое условие, без которого невозможно исламское возрождение и построение цивилизации.
Без ясности представлений о принципиальном руководстве, нет ни способов, ни инструментов, которые позволят нам вырасти как общине. В связи с этой причиной мы утверждаем: необходимо безоговорочно усвоить, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в силу своих личных качеств и статуса – это образец лидера.
Это обязательство, налагаемое на нас верой, и только приняв его, сможем прекратить, наконец, путаницу всех дебатов о принципах наилучшего руководства и путях его осуществления.
Это даст нам возможность перейти, наконец, к формированию четкого представления о функциях лидера, применимого ко всем сферам жизни и пронизанного ценностями, завещанными нам Пророком, и в первую очередь, состраданием. Давайте вспомним, что, согласно Корану, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан как проявление сострадания ко всем созданиям без исключения.
По определению, образец – это человек, в котором то или иное качество раскрылось самым совершенным образом, поэтому он считается примером для подражания. Но наша религия добавляет этой трактовке понятия «образец» еще одно свойство - свойство обязательности, как в случае с Посланником Аллаха (мир ему и благословение): мы обязаны подражать и копировать его пример в своей жизни, потому что признаем его неоспоримый авторитет и безраздельное право учить нас.
Ни одному другому человеку мы, как мусульмане, не обязаны подражать так, как Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Понимая и исполняя предписание Корана, подразумевающее наше подчинение Пророку, необходимо знать и практиковать его учение, ибо послушание требует, чтобы мы следовали его учению, а это возможно только, хорошо зная его.
Аллах в Коране говорит: «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага Вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, 33:21)
Пророк (мир ему и благословение) дал нам пример руководителя, который уделяет особое внимание росту других, за счет чего реализуются их положительные стороны и таланты, которые, в свою очередь, идут на обеспечение роста и благоденствия – духовного и материального.
Как пиcал Шах Валиуллах (Shah Waliullah), метод обучения Пророка Муухаммада (мир ему и благословение) заключался в том, чтобы готовить и использовать один определенный народ как ядро для построения универсальных принципов. Делая это, он акцентирует внимание на принципах, лежащих в основе социальной жизни всего человечества, и применяет их в определенных случаях, учитывая конкретные обычаи людей, находящихся непосредственно перед ним». (Воссоздание религиозной мысли в исламе)
Юсуф Риос (Yusuf Rios), «Ислам для всех!»
Достоинство поступков Пророка Мухаммада – 28.11.2013
Единство «по горизонтали» и «по вертикали» – 18.07.2013
Как Пророк проводил утренние часы – 26.03.2013
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и современные мусульмане – 13.02.2013