Решение Апастовского районного суда Республики Татарстан вызвало непонимание и возмущение среди российских религиозных деятелей. В минувшую пятницу умму огорошили новостью об очередном запрете исламской литературы, и не просто литературы, а главы из книги, являющейся одним из основополагающих источников исламского права - сборника Сахих аль-Бухари.
В этом труде известнейший хадисовед всех времен собрал достоверные высказывания пророка Мухаммада (мир ему), и признание экстремистским материалом перевода пусть даже части этого текста не может оставить равнодушными последователей ислама.
Горькая правда
"Ситуация с запретом перевода одной из самых уважаемых в исламском мире книг хадисов возмутительна и нелепа, - заявил в своем обращении по поводу решения суда муфтий Пензенской области, магистр шариатских наук Ислам-хазрат Дашкин. - Бухари не является автором книги. Он потратил большую часть своей жизни собирая высказывания пророка Мухаммада (мир ему), затем все хадисы он поместил в сборник. На протяжении столетий мусульмане всего мира черпают знания о своей религии из Корана и Сахиха Бухари".
По его мнению, "идет прямое вмешательство в дела религии, что противоречит закону о свободе слова и совести в нашей стране".
"Горькая правда такова, что на данный момент мусульмане, невзирая на свою многочисленность, очень и очень слабы перед вызовами современного общества, которое в последнее время излишне активно проявляет нападки на Ислам и мусульман. Вспомним только истории с запретом мусульманского головного платка в учебных заведениях, отказом в строительстве мечетей, запрещением уважаемых исламских книг", - напомнил он, добавив, что сложно представить ситуацию с запретом хадисов в другой стране.
Как отметил муфтий, "во всем мире Сахих Бухари признан вторым после Священного Корана правильным источником сунны нашего Пророка (мир ему)". "Данный труд считается неприкосновенным, на 100 % эта книга содержит слова и действия пророка Аллаха (мир ему). Толкование Сахиха Бухари издано в 15 томах, что говорит о серьезном и грамотном подходе к изучению данной книги. Ибн Хаджар, видный исламский ученый, давал разъяснение по книге Бухари. Только большие ученые могут растолковывать такие труды", - сказал он, назвав ситуацию с запретом исламской литературы "абсурдом, глупостью и непрофессиональным подходом власти к выполнению своих законом возложенных обязанностей".
Важно помнить, отметил муфтий, что "в наш век развития информационных технологий такой шаг не останется незамеченным в мировой общественности. Дело обещает стать резонансным. Это на руку врагам России, которые с радостью станут подвергать нападкам власть, обвиняя ее в дискриминации мусульман по религиозному признаку".
"Обращаюсь к людям, от чьих четких профессиональных действий зависит судьба исламской литературы: не позволяйте очернить уважаемый труд, не давайте врагам нашей страны поводов для злорадства и нападок", - призвал Ислам-хазрат, отметив, что ущемление прав мусульман - это горькая правда сегодняшнего дня.
Против подобных судебных решений выступили и другие духовные лидеры мусульман страны.
Террористическая литература, но не хадисы!
Глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев в комментарии Ансар.Ru выразил мнение, что "суд может запрещать литературу террористического характера, но не Коран или хадисы, которые имеют большое значение для мусульман.
"Сам пророк сказал: "Я оставляю вам две вещи, и если вы будете придерживаться этих двух вещей, вы никогда не споткнетесь и не заблудитесь. Это Коран и сунна". То есть Коран и хадисы".
Комментируя заявление со стороны запретителей о якобы наличии в текстах Бухари пропаганды "исключительности религии" и "воинствующего ислама", Бердиев сказал: "Значит, этому судье так показалось, но от этого же шариат не будет меняться. За это время было много желающих, которые хотели и аяты запретить, но сам Всевышний охраняет нашу религию ислам, поэтому здесь никто ничего не сможет сделать".
Исмаил-хаджи добавил, что суды могут запрещать все, что угодно, однако верующие все равно будут придерживаться Корана и сунны.
Некомпетентные эксперты
В свою очередь муфтий республики Карелия Абдулазиз Дятко выразил сожаление в беседе с корреспондентом Ансар.Ru, что оценку столь серьезным книгам дают люди, не разбирающиеся в исламе.
"Большое сожаление вызывает то, что при анализе таких книг задействованы эксперты, которые не имеют отношения к исламу, смотрят только со своей стороны и видят только то, что хотят видеть, а не то, что есть на самом деле", - подчеркнул он.
Говоря о найденных ими в тексте признаках экстремизма, муфтий сказал:
"На что опираются они - непонятно. Запрещают перевод, не изучив оригинал, который может быть только на арабском языке. Все остальное - это смысловые переводы, где могут допускаться неточности", - и отметил, что текст необходимо сравнивать с первоисточником.
"Если речь идет о джихаде, - продолжил он, - то ведь нужно правильно понимать, что это такое в исламе. Это защита своей родины, страны, семьи, религии. Это существует во всех народах".
"Я однозначно против этого решения", - заявил он, добавив, что если суды так относятся к исламу, то пусть заодно посмотрят на предмет наличия экстремизма и основополагающие книги других конфессий.
"Сахих аль Бухари - единственный достоверный источник хадисов, который во всем исламском мире принимается и почитается. Эти хадисы считаются самыми достоверными. Все ученые опираются на них, настолько скрупулезно они проверены и отобраны Бухари, что никаких сомнений в них не может быть", - заключил Абдулазиз Дятко.
Пересмотреть решение суда
Запрет главы сборника прокомментировал и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
"К сожалению, история запретов религиозной литературы по решениям районных судов получила продолжение", - констатировал он.
Камиль-хазрат обратил внимание, что Сахих аль-Бухари - классический труд, который испокон веков является самым авторитетным источником исламского права.
"Тем более, удивительно, суд не удосужился хотя бы запросить мнение ДУМ РТ, в котором работает Совет улемов, состоящий из профессиональных богословов", - выразил недоумение лидер мусульман РТ на своей странице в соцсети.
"Данный случай еще раз показал не только отсутствие продуманной системы запрета религиозной литературы, но и абсурдность некоторых решений, принятых на уровне районных судов", - сказал он. По его мнению, абсурдность решения проявляется и в том, что "запрещены материалы из интернет-ресурсов, которые, скорее всего, к первоисточнику на языке оригинала имеют отдаленное отношение".
При этом муфтий напомнил, "мусульманское сообщество уже давно предлагает обсудить и принять решение по поводу создания единого федерального органа по проведению экспертизы религиозной литературы. Но пока никакого решения не принято".
Он отметил, что ДУМ РТ по данному решению суда подготовил обращение в прокуратуру республики:
"Будем надеяться, что это решение, которое вызвало недоумение и возмущение у мусульманского сообщества России, будет пересмотрено".