Хочу начать свое выступление со слов одного путника, который изучая религии на Востоке и на Западе, заметил, что по сплоченности и единству не видел религии лучше, чем Ислам. Но в то же время он не нашел более разобщенной общины, чем община мусульман.
Почему выбрана именно эта тема? Потому что сегодня весь мусульманский мир празднует большой праздник Курбан-байрам. Он имеет основной своей высшей целью объединить всех верующих независимо от материального состояния, общественного положения, национальности, сплотить и посеять между мусульманами семена братства, взаимовыручки и сплоченности.
Почему современные мусульмане находятся в таком ужасающем положении, когда отсутствуют поддержка, взаимопомощь и единство?
Причина такого положения в том, что мусульмане не соблюдают заветы Аллаха, не понимают и недооценивают значения братства.
В Коране и хадисах Пророка (мир ему!) постоянно упоминается братство и единство мусульман как основной принцип человеческих взаимоотношений, принцип успеха в этой жизни и жизни вечной, принцип приближения к Всевышнему.
В Священном Коране говорится: «Все верующие являются братьями…" ("Комнаты",10)
Также сказано в Коране: «И держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь...» ("Семейство Имрана",103)
Пророк говорил: «Мусульмане как одно тело", "Мусульмане как одно здание", "Верующие являются братьями друг другу". И примеров таких высказываний в Исламе много.
Однако реальность такова, что мы разобщены, и сегодня во всех своих проблемах мусульмане виноваты сами. Указанные заветы и призывы Посланника Аллаха (мир ему!) не соблюдаются. Процветают такие общественные недуги, как ненависть, гордыня, равнодушие и зависть. Люди перестали слушать и не слышат голоса разума, не слышат зова помощи своих братьев по вере.
Нашего Пророка (мир ему!) в начале его великой миссии поддержали его дядя Абу Талиб, жена Хадиджа, его друг Абу Бакр.
Первое, что сделал Мухаммад (мир ему!) после переселения из Мекки в Медину, побратал мухаджиров и ансаров, построил первую мечеть, где мусульмане плечом к плечу выстаивали коллективные молитвы. Он понимал значимость сплоченности и единства перед лицом постоянно возникающих проблем. Также Пророк (мир ему!) заключал договора с иноверцами ради сохранения мира и стабильности.
Миссией Пророка на земле было донесение светлых идеалов Ислама, заветов Всевышнего Аллаха. Он много делал для того, чтобы исполнить свое предназначение, чтобы выстроить идеальные человеческие отношения, воспитывать таких сплоченных последователей, которые донесут его миссию до остального мира.
Аллах говорит ему: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послание» ("Трапеза",67)
Пророк Аллаха (мир ему!) порицал любой поступок или слово, мешающее объединению мусульман. Вспомним историю сподвижника Посланника Аллаха (мир ему!) по имени Абу Зарр, который в присутствии Пророка (мир ему!) обозвал чернокожего сподвижника Биляла "сыном черной женщины". Мухаммад (САС) высказал порицание своему ближайшему сподвижнику, сказав, что в его сердце еще живет невежество (Джахилия). Абу Зарр, осознав свой поступок и устыдившись, лег на землю и попросил Биляла наступить ногой на его лицо.
Так что же такое братство в нашей религии?
Во-первых, это любая поддержка верующим своего брата. Делом, словом, даже отказ от причинения зла является проявлением братства.
Верующий мусульманин ни при каких обстоятельствах не угнетает своих единоверцев, не унижает, не подводит, не предает и не обманывает.
Во-вторых, братство - это понимание проблем и чаяний остальных мусульман.
В-третьих, это отсутствие высокомерия и кичливости перед людьми. Иногда очень важно проявить мягкость, быть откровенным и чутким.
В-четвертых, сплоченность и настоящая дружба кроются в способности сохранить тайну своего брата, в прощении ошибок и промахов.
Аллах говорит: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах» ("Семейство Имрана",159)
В-пятых, настоящий мусульманин никогда не сплетничает о своих братьях, не выискивает их ошибок, не унижает и не издевается.
Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими...», «Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами…». «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга…»("Комнаты",11-12)
Доверие, откровенность, вежливое отношение - основные постулаты единства и дружбы. Без понимания этого не построить нормальных человеческих взаимоотношений, не добиться гармонии в обществе.
Нет религии без братства, без сплоченности, без единства.
В Коране говорится: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах- с терпеливыми. («Добыча»,46)
В дни Хаджа, самого массового собрания верующих, мы видим проявление истинного братства между мусульманами, когда люди в одинаковых одеждах, несмотря на социальный статус, язык и цвет кожи, просят Аллаха об одном - простить их и ввести в Рай.
Даже через такие собрания, как коллективный джума-намаз, таравих-намаз, праздничный ид-намаз Аллах Всевышний показывает нам важность братства и единства.
Ислям-хазрат Дашкин
Пятничная проповедь «Истинное счастье и его источники» – 19.09.2013
Муфтий о современном положении мусульман – 17.02.2013