До пришествия Пророка Мухаммеда (мир ему), который был направлен для донесения миссии Ислама всем людям на земле, в мире жили разные племена и народности. Они жили согласно своим принципам и законам. Люди поклонялись камням и идолам, которых сами и сотворили, деревьям, звездам, Солнцу, динару и дирхему, а также женщинам, правителям и другим вещам.
Человек следовал своим страстям. Все люди, племена и народы были разобщены разными взглядами, принципами, мировоззрением. Это время в истории осталось под названием «джахилийя» - невежество.
В человеческих общинах не было духовности, светлых идеалов и принципов, люди блуждали во тьме без света Истины. Процветали рабство как физическое, так и духовное.
Однако с приходом Истины, Ислама положение людей изменилось, поэтому религия Ислам стала чуждой, чужой для людей. И таким Ислам будет до самого Судного дня. Согласно хадису нашего Посланника Мухаммеда (мир ему), миссия Ислама началась чуждой, и пройдет время, она также будет чуждой для многих сынов Адама.
Принципы Ислама стали чужды многим традициям, взглядам, образу мыслей людей, которые привыкли жить по своим удобным правилам и понятиям.
Ислам во все времена проповедует высший принцип – это слова Всевышнего Творца. Религия Аллаха упразднила клановую систему в обществе, до основания разбила точку опоры, мировоззрение людей.
Ислам указал человеку на то, что он является сыном Адама (мир ему), который создан из глины, глина – это земля. Все, что создано из земли, рано или поздно превращается в прах. Т.е. когда-нибудь все мы исчезнем и превратимся в прах. Поэтому нет никакой святости в нашей бренной жизни, кроме тех понятий, на святость которых указал Ислам.
Ислам сказал, что все принадлежит Всевышнему. Аллах – Хозяин и Властелин всего и над всем. Человек всего лишь раб и наместник Бога на земле, и все, что даровано ему – это аманат, то есть доверенное имущество.
Ислам проповедует любить Пророка (мир ему) больше себя, своих родителей и детей. Сунна Пророка (мир ему) – это не просто его слова, это вся жизнь Посланника Аллаха (мир ему), его жизненный путь на протяжении непростых 23 лет.
Наш Пророк (мир ему) всегда призывал к единству, он постоянно старался для объединения мусульман. Аллах говорит в Священном Коране: «Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь».
Во-первых, сподвижники Пророка (мир ему) дали обещание, что они будут поддерживать его как Пророка Аллаха (мир ему), как проповедника миссии Всевышнего. Наша религия обязала их принести эту клятву.
Во-вторых, Посланник Аллаха (мир ему) обязал своих сподвижников быть братьями друг другу, именно тогда мухаджиры и ансары объявили себя побратимами.
В-третьих, сам Пророк (мир ему) и его сподвижники строили главную мечеть Ислама – минарет Ислама – мечеть Пророка Мухаммеда (мир ему), который выступал и выступает как объединяющий фактор для всех верующих мусульман.
В-четвертых, Ислам обязал совершать коллективные намазы, привил важность их совершения в обществе мусульман. И пятничный намаз, и праздничные намазы каждый мусульманин должен совершать в коллективе, единой общиной.
Любой коллективный намаз – это следование за одним имамом, который возглавляет молитву. Мусульмане должны слушать чтение имамом Корана, его проповедь с трибуны- минбара.
Ряды мусульман на коллективном намазе должны быть ровными, верующие должны стоять плечом к плечу, совершать за имамом намаз и сообща говорить за ним «Амин», что олицетворяет целостность общины и единение мусульман.
Мусульманское сообщество – это коллектив, где имам вступает как гарантия существования этого коллектива, как пастух для своей паствы.
В-пятых, ислам повелевает назначить руководителя (амира) в Хадже. Даже с первых дней своей миссии Пророк (мир ему) всегда назначал амира для совершения Хаджа для своих сподвижников, это был Абу Бакр (пусть Аллах будет доволен им), затем и сам Пророк (мир ему) совершал свой первый и последний Хадж вместе со своими сподвижниками. Это было условием сохранения единства мусульман.
Даже снаряжая в поход группы мусульман, Пророк Аллаха (мир ему) всегда назначал амиров – предводителей для руководства их действиями в пути.
Пророк (мир ему) также говорил о необходимости для мусульман, отправившихся в путь, назначить из своей среды предводителя, даже если группа будет состоять из трех человек, дабы шайтан не стал их четвертым спутником.
Зная о своей скорой кончине, Пророк Аллаха (мир ему) повелевал своим сподвижникам назначать Абу Бакра руководить коллективными намазами, потому что именно он был достоин этого. Как сказал один из сподвижников Абу Саид Худри: «И Абу Бакр являлся самым знающим среди нас».
Когда Пророк (мир ему) отошел к своему Господу, люди собрались, чтобы решить вопрос назначения нового правителя для Уммы. И мухаджиры, и ансары предлагали свои кандидатуры, были и те, которые говорили, что нужно назначить по одному представителю от ансаров и мухаджиров. Однако благородный Абу Бакр (пусть Аллах будет доволен им) сказал, что в одной кобуре двух мечей не бывает. После его слов, собравшиеся единогласно избрали Абу Бакра на пост предводителя мусульман. Даже наш Пророк (мир ему) еще не был погребен. Факт того, что наш Пророк (мир ему) не был на тот момент погребен, указывает на то, что очень важно для мусульманского сообщества назначить предводителя, чтобы не дать Умме разобщиться и разъединиться.
Все эти примеры указывают нам, что мы должны руководствоваться принципами Ислама, а не лозунгами и призывами каких-то людей, которые возомнили себя носителями Истины.
Мы должны объединиться на основе принципов Ислама, который разломал взгляды людей эпохи невежества.
Принципы Ислама запрещают, чтобы люди возвратились к лозунгам времен невежества. Аллах говорит в Коране: «Неужели они ищут или хотят разрешить вопрос в свете невежества». («Трапеза», 50)
Аллах говорит в Коране: «Не склоняйтесь на сторону беззаконников». («Худ», 113)
По этой причине, мы должны сохранить мусульманское сообщество, джамаат, предводителем которого является имам (амир). И не возможен джаммат без подчинения имаму.
Понятие мусульманского совета (шуры) мы должны правильно понимать. Шура – это совет мусульман, обладающих религиозными знаниями (Ибн Аббас, имам Малик, Куртуби, Табари и др.) Именно поэтому Абу Бакр Ас-сиддык, когда возникали сложные вопросы относительно мусульман, созывал людей, которые имели право выносить фетвы, религиозные постановления о жизни верующих. Это были Умар, Усман, Муаз ибн Джабаль, Зайд ибн Сабит и др. Даже Умар (пусть Аллах будет доволен им) создал шуру из 6 знающих сподвижников, которые имели право в будущем выбирать халифа из своей среды.
Поэтому совет незнающих людей не имеет никакой правовой силы в Шариате. Наш Пророк (мир ему) наоборот предостерегал мусульман от избрания невежественных людей в качестве предводителя. Посланник Аллаха (мир ему) предупреждал, что факт руководства делами мусульман людей незнающих является признаком приближения Судного дня.
Таким образом Ислам объединяет мусульманское сообщество от разобщенности и раскола и призывает поддерживать свое единство в именно рамках религиозных предписаний.
Пятничная проповедь муфтия Ислям-хазрата Дашкина в Пензенской соборной мечети от 13 января 2017 г.
Праздничная проповедь – 21.07.2015
Интервью с муфтием Пензенской области Ислям-хазратом Дашкиным – 28.11.2014
Упадок современных мусульман, причины и способы решения – 31.07.2013