Нашим читателям будет интересно узнать о Вас, расскажите, пожалуйста, о себе.
Я родился 1 декабря 1978 года в селе Средняя Елюзань Пензенской области.
В 1995 году окончил среднюю школу № 2 в родном селе, после поступил в медресе «Нур-уль-Ислам» (г. Октябрьск, Башкирия). Через год меня зачислили в Татарский арабский колледж в городе Ульяновск. Закончив колледж, поступил в Мединский Исламский Университет на факультет Исламского законоведения в Саудовской Аравии.
По окончании обучения в Университете в 2004–2005 гг. работал преподавателем в Пензенском Исламском колледже.
В 2006–2009 гг. обучался исламским наукам в г. Дамаск (Сирия) и одновременно учился в магистратуре известного в исламском мире университета «Аль-Жинан» (Триполи, Ливан) по специальности «Сравнительное исламское право».
В конце 2009 г. завершил большую исследовательскую работу по изучению и корректировке рукописи крупного турецкого ученого ханафитского толка Аль-Кунави XIV в. «Жемчужины морей» («Дурару-ль-бихар»), где приводится сравнительное мнение по четырём правовым мусульманским школам.
Защитил диплом и получил степень магистра по исламскому праву.
По возвращении в Пензенскую область занимался активной общественно-просветительской, проповеднической деятельностью в регионе в целом.
В июне 2011 года избран муфтием ДУМ Пензенской области.
На Ваш взгляд, какую задачу должны исполнять исламские деятели?
На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы разбудить мусульманское сообщество, подтолкнуть его к действиям на благо уммы, к объединению и созиданию для пользы всего нашего общества. Важно подсказать дороги, которые приведут к возрождению всех мусульман. Религиозные деятели – это своеобразный мост, фундамент для будущих поколений, которые придут и сделают ещё больше на благо уммы.
Объединяя и просвещая население по вопросам Ислама, на что Вы больше всего опираетесь, на что делаете акцент?
Мир многообразен, динамично меняется день ото дня. С развитием науки и техники было бы глупо отвергать и не использовать современные технологии на благо нашей религии. Во всех сферах своей жизни мусульмане должны пользоваться достижениями науки для распространения, развития Ислама. Ислам есть цивилизация, которая не отвергает ни одно полезное новшество, если в нём есть определённое благо для общества. Поэтому мы в своей работе делаем акцент на активное продуктивное использование всех достижений современности, будь то связь, средства передвижения, политические технологии. Современный мусульманин – это гибкий, цивилизованный гражданин своей страны, который не теряет религиозную идентичность, открытый для общения и созидания.
По каким вопросам к Вам чаще всего обращаются люди?
К большому сожалению, мусульмане чаще обращаются с незначительными проблемами (вопросы фикха, религиозных обрядов и ритуалов), которые уже давно и не раз разъяснены, вместо того, чтобы задавать более глобальные вопросы, касающиеся современности: как использовать своё время на благо общества, семьи, для образования и совершенствования. В основном за этим приходят к нам, когда проблема уже случилась, как раз в поисках её решения, но нам бы хотелось больше предложений, идей и полезных советов для развития религии. Обращение с мелкими проблемами – это узкое мышление современных мусульман, которые ещё неспособны смотреть дальше и видеть больше, чем есть. Порой люди и сами не догадываются, что корень их проблем – это ограниченность их взглядов.
Сколько мусульман проживает в Пензе и Пензенской области?
В нашем регионе проживает более 100 тысяч мусульман, большинство из которых коренные татары.
Главный, наверное, на сегодняшний день вопрос, в какие сроки предположительно будет достроена Соборная мечеть?
Это зависит от нашей активности, желания достроить такой большой объект. Насколько мусульмане Пензы достойны этой долгожданной мечети. Но мы надеемся, что строительство нашей Соборной мечети завершится в 2017 году.
Насколько известно, рядом с соборной мечетью намечается построить просветительский центр с учебными классами. Какие задачи будут стоять перед центром?
Да, действительно, планируется строительство рядом с Соборной мечетью целого комплекса, который вместит Исламский культурный центр, Духовное управление и гостиницу. Но реализация этого проекта находится в далёкой перспективе. Основная цель – это завершение строительства мечети. А в будущем будем действовать в соответствии с задачами, которые поставит нам современность. Думаю, что мы придём к реализации проекта создания досугового центра, служащего для диалога религий и национальностей и развития молодёжи.
На сегодняшний день, есть ли другие площадки, помимо кафедры мечети, для того чтобы донести до людей слово Божье?
Конечно, есть. На сегодняшний день это Интернет-пространство и СМИ. И самое главное, это облик и поведение мусульманина. Влияние этих составляющих имеет более важное значение для развития религии в обществе, потому что молодежь обитает в Интернете, именно там сейчас необходимо показать пример истинного мусульманина, а облик верующего – это очень сильный призыв, который способен перевернуть представления об Исламе.
Вы акцентируете внимание на воспитание молодого поколения. Сложно ли работать с молодёжью, ведь у них современное представление о моральных ценностях?
Вы правы, работать с молодёжью сложно. Однако, моральные ценности, заложенные в любой религии, не вступают в противоречие с внутренним миром человека. Команда нашего духовного управления состоит из молодых грамотных специалистов, которые умеют говорить с молодёжью на их языке. Мы стараемся их понять, поручаем молодым людям определённые проекты, которые они с интересом выполняют, не вдаёмся в мелкие детали. Мы стараемся закрывать глаза на мелкие ошибки, поощряем их амбиции, но прививаем подрастающему поколению основы и ценности Ислама. Мы верим, что они по прошествии лет вернутся под крыло религии и будут работать вместе с нами.
Подростковая преступность в обществе встречается чаще других. Как Вы считаете, отражается ли беспорядочная жизнь родителей на детях?
В большинстве случаев это так и есть. Если в семье дети и родители занимают разные позиции по вопросам религии, образования, семейных ценностей, возникает непонимание, отчуждение. Если жена живёт своей жизнью, муж – своей, дети считают себя никому не нужными. Если родители не являются для детей примером, тогда такие дети ищут примеры для подражания вне дома и своей семьи. Именно в семье прививаются основные религиозные и моральные ценности. Именно родители должны служить для своих детей гордостью и авторитетом. Это огромный труд, который окупается с годами.
Насколько известно, в Пензе есть завод, который перешёл на халяльную продукцию. Как Вы считаете, есть ли потребность мусульман в такого рода производствах в Пензе и области?
Такая потребность существует не только у мусульман. Люди стараются переходить на экологичное питание, а стандарт Халяль – это гарантия здорового потребления товаров и услуг. Наша задача – создавать условия здорового питания для мусульман, а осознают ли они такую потребность – это уже другой вопрос.
Какие проекты Вы планируете осуществить в ближайшее время?
В ближайших планах ДУМ Пензенской области планирует завершить строительство нескольких мечетей по области. Также в 2015 году намечается проведение конференции по актуальным вопросам, касающимся жизни современных мусульман.
Немаловажен вопрос подготовки квалифицированных кадров, что также планируется осуществить в ближайшее время.
Беседовал гл. редактор сайта islam.ru
Мухаммад Хаджи-Мурат Раджабов
Религиозное образование как один из важнейших факторов противодействия экстремизму – 27.12.2012
Ислям-хазрат Дашкин: «Трудитесь и увидит ваши деяния Аллах, Его пророк и верующие» – 18.12.2012