«О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете. Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Коран, 22:77-78)
Воистину, эти два аята содержат весь кодекс жизни, предписанный Аллахом Его общине, и главные обязанности, которые Он вменил мусульманам. Они определяют ее роль и обозначают направление действий, ее прошлое, настоящее и будущее, при условии, что она следует Его руководству.
Первая заповедь верующим – это молитва, при этом указаны два отличительных действия исламской молитвы, а именно поклон и простирание перед Всемогущим Аллахом. Таким образом, молитве придаются реальные очертания, перед нашими глазами предстают совершенно определенные движения. Такое изложение придает указанию большую точность и наглядность.
Далее верующим дается общее наставление поклоняться Аллаху. Это намного более всеобъемлющее понятие, чем просто молитва, потому что поклонение включает в себя все обязанности и действия, мысли и чувства, которые верующий обращает одному Аллаху. Действительно, любая человеческая деятельность, совершаемая во имя Аллаха, становится поклонением.
Это касается даже времени досуга и личного удовольствия, которые могут стать способом получить вознаграждение от Аллаха. Все, что для этого нужно – помнить Аллаха, который даровал нам все эти радости, задумав их как средство укрепить в нас решимость следовать предначертанным Им путем. То есть, это не меняет суть радости и удовольствия – это меняет их цель, так, что они тоже становятся частью поклонения.
Последнее, что заповедует верующим Аллах в первом из этих двух аятов, это творить добро, особенно в отношении ближнего, подобно тому, как верующий добродетелен в отношениях с Аллахом, вознося молитвы и поклоняясь Ему.
Все эти заповеди даны умме для того, чтобы она преуспела, ибо это и есть условия успеха:
Если умма находится в таких отношениях с Аллахом и ведет соответствующий образ жизни, она может выполнять лежащий на ней важный долг:
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом».
Это правдивое и полное описание серьезной обязанности, которая требует соответствующих приготовлений, накопления сил и мобилизации всех имеющихся средств и ресурсов.
Эта обязанность требует от нас неустанно бороться с нашими врагами: ленью, злом, развращенностью. Всем им следует сопротивляться в равной степени.
Но именно эту серьезную обязанность предписал нам Аллах, именно нас избрал для ее выполнения:
«Он избрал вас».
Его выбор делает эту обязанность еще более ответственной, это значит, что ее не сбросить со счетов, от нее не избавиться. Воистину, это честь, которую Аллах даровал мусульманской общине и за которую она должна быть бесконечно благодарна.
Однако, по своей милости, Аллах облегчил поставленную перед нами задачу:
«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии»
Действительно, ислам, со всеми своими обязанностями, долгом поклонения и законами всегда учитывает природу и возможности человека. Он направлен на то, чтобы удовлетворить человеческую природу и дать выход человеческим способностям, обеспечивая их конструктивное воплощение. Ибо человеческую природу никогда нельзя подавлять или оставлять без контроля.
Более того, исламский образ жизни имеет долгую историю в жизни человечества, связывая прошлое с настоящим:
«Такова вера вашего отца Авраама»
Это система, существующая на земле со времен Авраама, в ней не было длительных перерывов, за которые она была бы полностью извращена, как это бывало до Авраама. Общину людей, которые верят в единственность Аллаха, Он назвал «мусульмане», и это имя оставалось неизменным как в старые времена, так и в Коране:
«Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране)»
Ислам означает всецелую покорность Аллаху и отказ приравнивать к Аллаху кого-нибудь другого. Таким образом, община мусульман пользовалась одной и той же системой на протяжении многих поколений, при разных посланниках вплоть до времен Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Именно тогда мусульманской общине было вручено божественное послание. Таким образом, прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны по воле Аллаха.
«…Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях»
Стало быть, Пророк – свидетель, определяющий путь, по которому должна следовать мусульманская община, указывающий, где правда, а где ложь, а мусульманская община выполняет те же функции в отношении всего человечества. Она занимает место доверенного лица в силу высоких стандартов своих законов, образования и представлений о жизни и Вселенной.
Стоит ли говорить, что умма не сможет играть эту свою роль, если не будет полностью претворять в жизнь послание Аллаха. Если мусульмане оставят эту роль и отклонятся от божественных принципов, Аллах лишит их первенства, и они будут влачить жалкое существование и пребывать в этом унизительном положении до тех пор, пока снова не возьмут на себя роль, предназначенную им Аллахом.
Чтобы это возвращение произошло, к нему нужно хорошо подготовиться. Отсюда приказ:
«Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!»
Намаз обеспечивает связь между слабым и смертным человеком и источником силы, закят обеспечивает сильную связь между членами общины, дает всем безопасность. А крепкой связи с Аллахом не страшны никакие испытания.
Обладая всеми этими ресурсами, мусульманская община может восстановиться в своей роли лидера человечества, для которой избрал ее Аллах. Она также сможет использовать материальные ресурсы, которые люди считают источником силы. Коран и это не упускает из виду, наоборот, он хочет, чтобы мусульманская община была вооружена этими ресурсами, а также теми, которые доступны только верующим, стремящимся обогатить жизнь благо и добродетель.
Великое преимущество божественного образа жизни в том, что он за руку ведет человека по пути, который возносит его до величайших уровней совершенства. Он далек от систем, которые призваны заботиться только о мирских удовольствиях и удовлетворении плотских желаний.
Возвышенные ценности направлены на удовлетворение нужд материальной жизни, но этим они не ограничиваются. Вот чего ислам желает человечеству под мудрой опекой общины, которая осуществляет божественное послание.
Саид Кутб
Источник: Ислам для всех!
Между рождением и смертью – 26.04.2013
Бездуховность страшнее оружия – 15.04.2013
Как оказаться в числе избранных в Судный день – 03.03.2013
Путь один! – 26.02.2013
Коран и Сунна – спасение от манипуляции сознанием – 15.02.2013
Не слабей и не печалься! – 29.01.2013
Десант Аллаха, или кто готов стать новым Мусабом? – 22.01.2013
Приоритеты в Исламе – 14.01.2013
Кто может заниматься призывом к Исламу? – 09.01.2013