Недавно на одной из встреч меня спросили: "Правда ли, что основатель Ислама был эпилептиком? И получал свои откровения в состоянии депрессии"? Задавший вопрос старался быть максимально вежливым, но прозвучал он грубо. Подтекст его вполне понятен – что это за учение, автором которого был, мягко говоря, нездоровый человек. Хотя трудно себе вообразить еще одного такого "больного", за которым последовало бы более миллиарда человек по всей планете!
Кто же на самом деле пророк Мухаммед? Как он жил? Когда начал проповедовать? Как выглядел?
Каких-то изображений, портретов или даже его рисунка нет, и никогда не было. Потому что Ислам запрещал изображать любые живые существа, в том числе людей, созданных Всевышним. Так сложилось. Но остались рассказы людей, дошедшие до нас из древних источников. По воспоминаниям его сподвижников, Мухаммед был человеком среднего роста и нормального телосложения, очень приятной наружности: благородная осанка, большие карие глаза, ослепительная улыбка, открывающая ровные белые зубы. В отличие от прочих арабов – светлокожий, с длинными вьющимися волосами, спадающими до плеч, и короткой черной бородкой. Правда, после того, как начал проповедовать, пышную шевелюру сбрил.
Внешность Мухаммед унаследовал от своего отца – Абдаллаха. Говорят, это был удивительно красивый юноша. Когда он женился на Амине, матери Мухаммеда, более двухсот аравийских девушек, по легенде, покончили жизнь самоубийством, не сумев пережить это событие. Ходил Мухаммед быстрым, несколько даже ускоренным шагом. Встречая его на улице, люди останавливались, пораженные каким-то магическим притяжением и шлейфом благоухания, который тянулся следом. Он щепетильно относился к внешнему виду, строго соблюдал гигиену и любил использовать благовония.
Будущий пророк родился в 570 году по григорианскому календарю в семье знатного рода Курайшитов. Если в двух словах охарактеризовать его жизненный путь, то трудно найти человека более печальной судьбы. За два месяца до его появления на свет, не стало отца. Молодая мама после смерти мужа вынуждена была искать для малыша кормилицу. Сироту долго никто не хотел брать. Наконец эфиопка из вольноотпущенных рабов сжалилась над ним и взяла на воспитание.
Когда будущему пророку исполнилось четыре года, мать забрала его домой. И он впервые познал радость жизни вместе с родной мамой в семье деда. Но счастье оказалось коротким. Через год она внезапно заболела и скончалась. Так мальчик остался круглым сиротой. Вначале его воспитание взял на себя дедушка – Абд аль-Муталиб. Он всячески проявлял сочувствие к бедному ребёнку, жалея его. Однако через два года, когда Мухаммеду исполнилось восемь лет, старик тоже умер. После этого мальчик оказался в семье дяди, Абу Талиба, который тоже любил его, относясь к нему так, как не относился к своим детям.
Когда Мухаммед первый раз женился, у них с Хадиджой родилось четверо сыновей. Но один за другим все умерли в младенчестве. Дочери тоже скончались еще при его жизни. Кроме Фатимы, которая ушла вслед за отцом.
Мухаммед был очень неприхотлив, благовоспитан и терпеливо сносил все удары судьбы, за что, говорят, Аллах и даровал ему пророческую миссию. Уже после того, как учителя не стало, сподвижники стали собирать его откровения, систематизировать и записывать их. Так появился Коран.
Ученые-арабисты считают, что он имеет божественное происхождение, так же, как и Тора, и Библия. Автором его не мог быть земной человек, выросший в дикой пустыне среди бедуинов. Кто не имел ни светского, ни духовного образования.
По этому поводу в Коране сказано: "Они говорят, что он (Мухаммед) его выдумал?! Нет же, если они так и будут стоять на своем, то ответь: – Напишите нечто подобное, (хотя бы) одну из (коранических) глав. Взывайте, к кому пожелаете, помимо Бога, если вы правдивы (в том, что он придуман или является плодом воображения неграмотного, не умеющего ни писать, ни читать Мухаммеда)".
И действительно, ни один ученый, ни одна группа, ни даже целые институты не смогли создать что-либо близкое к нему по удивительной глубине, ясности мысли и изумительному изяществу слога. Коран – одно из самых толерантных и миролюбивых произведений, не имеющих ничего общего ни с экстремизмом, ни с терроризмом, ни с радикализмом, ни с ваххабизмом, как это ни покажется странным. Имя последнего пророка упоминается в нем всего четыре раза, в то время как Иисуса (Исы) – 25 раз, Моисея (Мусы) – 136 раз, Авраама (Ибрахима) – 69 раз, Ноя (Нуха) – 43 раза.
Не случайно многие восхищались им. Вольфганг Гёте сказал: "Он не поэт, а Пророк, и его Коран – это божественный закон, а не книга, написанная человеком для развлечения или повышения общей образованности". "О Мухаммад, – пишет Отто Бисмарк – Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу и больше никогда её не сможет увидеть. Я преклоняюсь перед тобой"!
Сегодня Ислам переживает не лучшие времена, но еще хуже, когда кто-то упоминает в связи со всем происходящим имя пророка. На самом деле он в корне изменил варварский и отсталый облик арабского мира. Где люди убивали друг друга из-за кровной мести, бросали своих дочерей в ущелье, если не могли их прокормить. Почему мусульманский мир оказался позже в стагнации, это уже другой вопрос. Сам Мухаммед не раз подчеркивал: "Воистину, основной частью и целью моей миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства".
Последний раз он пригласил мусульман, прибывших в Мекку для совершения хаджа, к горе Арафат и произнес проповедь. Некоторые ученые называют ее манифестом прав человека. "Не сотворите никому несправедливости, и несправедливость минует вас. И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И нет преимущества у араба перед неарабом и у неараба – перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим и у чернокожего – перед белым, разве что в богобоязненности. Благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен".
Незадолго до своей кончины Мухаммед попросил приподнять его и через окошко долго смотрел на склонившихся в пятничной молитве людей, которых он впервые не смог возглавить. Видя, что его дело продолжают ученики, он улыбнулся и прилег отдохнуть. Через час его не стало.
Саид Бецоев, "Новые известия"
Модель руководства Пророка: точка отсчета реформ и источник возрождения – 09.12.2013
Достоинство поступков Пророка Мухаммада – 28.11.2013
Как Пророк проводил утренние часы – 26.03.2013
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и современные мусульмане – 13.02.2013