«Совершай что угодно, но знай, что ты за это ответишь…

14 февраля 2015 12:23

На вопросы читателей «Молодой ленинец» отвечает Имам-Хатыб Соборной мечети г. Пензы Рафик Шабанов

— Так же, как в центре Пензы идет строительство Спасского кафедрального собора, в Арбекове возводится впечатляющая по своим габаритам мечеть. Насколько такое культовое здание необходимо столице Сурского края?

— Новая соборная мечеть будет трехэтажной. Ее общая площадь- более 2 тысяч квадратных метров, высота каждого из двух минаретов- 38,8 метра. Большой купол мечети вести более 12 тонн, в диаметре он составляет 12 метров и является одним из самых больших в Поволжье!

В данный момент купол уже установлен, построены минареты, обустраивается комната для омовения. Но сделать еще предстоит очень многое. Проектная стоимость здания — 150 миллионов рублей.

Я хочу призвать всех верующих вносить свои пожертвования. Сделать это можно в здании действующей мечети по адресу: ул. Бакунина, 10, а также перечислить денежные средства на банковский счет благотворительного фонда «Сияние».

Если сравнить Пензу с соседними городами, например, с Ульяновском, то там в каждом из шести районов построена мечеть. А в столице Сурского края четыре района и лишь одна мечеть. Считаю, что для мусульман мечеть должна быть в шаговой доступности. Дело в том, что пятничные намазы совершаются на улице, так как все желающие не умещаются в действующей мечети.

— В христианстве жизненные трудности — это испытания, которые даются людям, чтобы их душа не очерствела. А что на этот счет говорится в исламе?

— Коран психологически подготавливает человека к тому, что в этой жизни он будет испытывать голод, преодолевать череду невзгод, терпеть лишения, бороться со страхом. Если в этом мире верующего минует одно испытание, то его обязательно постигнет другое.

Пророк Мухаммед сказал: «Удивительно положение верующего: если его постигает благое, то он благодарит Аллаха, если постигает несчастье, то он проявляет терпение. Таким состоянием обладает только верующий» Испытание приходит к человеку, чтобы проверить его на прочность веры.

— Нужно ли приглашать имама для освящения новой квартиры?

— Если человек покупает квартиру, то он очищает свою недвижимость милостыней, словами благодарности Всевышнему. Он может подать милостыню и угостить людей различными яствами.

Приглашать имама и других мусульман в новое жилище — одна из мусульманских традиций, но делается это не для освящения помещения, а для чтения вслух Корана. В любом доме, где упоминается имя Аллаха, сохраняется положительная энергетика. А человек сам освящает свою жизнь, остерегаясь запретного и непристойного, совершая благое.

— Скажите, а есть ли в Пензенской области случаи многоженства? Как вы относитесь к такому браку?

— В нашем регионе такие семьи есть. Но выставлять свою личную жизнь напоказ они не хотят. В основном у таких мужчин по две жены, хотя мусульманам рекомендуется иметь до четырех жен. Здесь нужно учитывать одну важную особенность: в исламе многоженство — это рекомендуемое повеление для состоятельного мусульманина, а не обязательство.

Если мужчина смог обзавестись несколькими женами, он должен совершенно одинаково относиться к каждой. Никакой нумерации — первая жена, вторая — быть не может! Подарки супруги получают равноценные, и ночи с мужчиной распределяются поровну, например, по два дня с каждой из жен.

— Устанавливают ли на могилах мусульман надгробные памятники? Что на них должно быть написано?

— Надгробные памятники на могилах усопших мусульман не устанавливаются, это противоречит канонам ислама. На надгробной доске разрешается указать только имя умершего, дату его рождения и смерти, без каких-либо других надписей.

— А правда, что женщинам- мусульманкам нельзя посещать могилы родственников?

— Действительно, изначально пророк Мухаммед запретил женщинам посещать кладбища, так как они рыдали над могилами, рвали на себе волосы и одежду, громко кричали. Но затем запрет был снят, и некоторые ученые ислама позволяют женщинам посещать места упокоения усопших родственников. При этом в похоронной процессии они все же не участвуют.

— Как в исламе относятся к деньгам, к потребительству? Не секрет, что у современных людей духовная жизнь отходит на задний план, все стараются только заработать как можно больше денег.

— Богатство в исламе не порицается, а наоборот, одобряется. Посланник Аллаха сказал, что богатый мусульманин лучше, чем бедный, и сильный лучше, чем слабый, но в них обоих есть благо.

Богатый мусульманин должен приносить пользу себе, семье, родственникам, обществу. Мусульманин обязан подавать милостыню, помогать бедным и нуждающимся, жертвовать на добрые дела. Тот, кто не расходует свое имущество на благо других людей, порицается Всевышним и считается присвоившим богатство, которое ему не принадлежит.

Человек, который защищается от скупости своей души, всегда будет преуспевшим. Ислам поощряет прежде всего духовное богатство, основанное на богобоязненности и нравственности, нежели земное благосостояние, основанное на материальных ценностях.

— Нужно ли подавать милостыню на улице?

— Тем, кто действительно оказался в беде, в трудной жизненной ситуации, по силе своих возможностей необходимо помочь. В изречениях сказано, что просящему нужно отдавать все, даже если это будут незначительные вещи.

Однако некоторые люди превращают попрошайничество в заработок. Поэтому неплохо бы

выяснить, а нуждаются ли они на самом деле?

— Можно ли православным ходить в мечеть на экскурсию?

— Конечно, можно. Подобные экскурсии в мечети практикуются во всех цивилизованных мусульманских странах. На подобных мероприятиях из уст имама можно узнать о различных традициях и обрядах мусульман.

— Известны ли вам случаи, когда в людей вселялись бесы? В восточной культуре их именуют джинны.

— Люди, в которых вселялся шайтан, не раз встречались в моей практике! Конечно, по мере своих сил всем этим людям я оказывал помощь.

Знаете, в каких случаях бес вселяется в человека? В группе риска — испытывающие страх, живущие в одиночестве, громко рыдающие и плачущие, употребляющие алкоголь или наркотики. Чтобы защититься от злых духов-джиннов, которых насчитывается великое множество, необходимо постоянно поминать в своих молитвах Аллаха и читать суры из Корана.

— Как в исламе относятся к гадалкам, экстрасенсам и к тем, кто к ним обращается?

— Ислам и с неодобрением относится к разного рода колдунам и прорицателям. Порой своими предсказаниями они ломают судьбы людей. Будущее в деталях, с указанием дат и различных подробностей не было известно даже посланникам Аллаха!

Те, кто обращается к прорицателям, становятся неверующими.

— Как следует поступать мусульманину с найденными деньгами?

— Мусульманин, нашедший деньги или другие ценные вещи, должен в течение года искать их хозяина, постоянно давая объявления о находке. Если в течение этого времени хозяин не объявится, найденные ценности жертвуются и расходуются.

Если же вы нашли небольшую сумму денег, к примеру 50 рублей, то можете принять их как милостыню.

— Согласно христианской традиции обидчику нужно все прощать. А что поэтому поводу говорится в исламе?

— Мусульманин не должен таить злобу к другому человеку больше трех дней. По истечении этого времени стороны конфликта-та должны встретиться, простить друг друга и пожать руки. Если же это вопрос чести, убийство, воровство, поджог имущества, то обидчик обязан ответить согласно букве закона.

— В России продолжается мода отмечать День святого Валентина. Как вы относитесь к подобным праздникам, пришедшим с Запада?

— Праздники, которые способствуют сближению людей и вносят в их жизнь радость, в исламе приветствуются. Однако слепого подражания Западу, в том числе и празднование Дня святого Валентина, мы не поощряем. Согласно исламскому вероучению мусульмане должны любить друг друга всегда и на протяжении всего года, и выделение для этого особенного дня в году полностью отвергается. Мусульмане отмечают только те праздники, которые соответствуют законам ислама.

— Как в исламе относятся к самой философской проблеме всех времен и народов — к жизни и смерти?

— Всевышний в этом мире все создал парно: мужчину и женщину, день и ночь, жизнь и смерть, этот мир и грядущий. Промежуток между рождением и смертью есть не что иное, как испытание для человека. Каждая душа вкусит смерти, это неизбежно!

Ангел Джебраил говорил пророку Мухаммеду: «Живи сколько хочешь, но знай, что ты умрешь; люби кого хочешь, но знай, что однажды будет разлука; и совершай что угодно, но знай, что ты за это ответишь»

Новости по теме:

Пятничная проповедь: «Разум – акл» – 22.01.2015

Толерантность в Исламе – 16.01.2013