Один из самых сильных видов отклонений - проявление чрезмерности в религии, переход за рамки узаконенного Аллахом.
Некоторые виды радикализма проявились во времена посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он, в свою очередь, своевременно исправлял людей и возвращал их к верному руководству посредством благих увещеваний. Вот, например, случай, который произошел при его жизни: молодые люди из числа сподвижников захотели усердствовать больше, чем сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые решили оставить женитьбу, чтобы посвятить себя поклонению, некоторые решили беспрерывно поститься, некоторые решили всегда бодрствовать по ночам. Когда это дошло до посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: "Я больше всего осведомлен об Аллахе и больше всего страшусь Его и, в то же время, я пощусь в одно время и не пощусь в другое время. Я молюсь по ночам и сплю и заключаю брак с женщинами, а кто же отойдет от моей сунны, тот не от меня".
Несмотря на все это, ему не мешало совмещать блага земного мира с загробным, ибо это и есть истинная вера, которая была ниспослана, чтобы вернуть каждому обладателю права то, что ему полагается, не впадая в крайности.
Был и другой пример радикализма в эпоху Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Однако это уже была чрезмерность не в отношении человека со своим Господом, а в отношениях между людьми под лозунгом удерживания от порицаемого.
Как-то раз посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разделял трофеи после одной из битв, к нему подошел человек и сказал: "О Мухаммад, дели справедливо!"
На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Горе тебе, кто же будет справедлив, если не я?!"
Шайтан внушил упоминаемому человеку, что это действие порицаемое, и он не ограничился предположением. Более того, он выступил с опровержением прямо в лицо посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
После инцидента Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что в будущем у того человека появятся единомышленники, которые будут умалять намазы верующих наряду с их намазами, свои посты с их постами, но «они вылетят из религии подобно стреле, выпущенной из лука».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) описал их усердствующими в поклонении, несмотря на это, они выходят из религии. Это означает, что сатана подобрался к ним со стороны религии, через двери чрезмерности, и погубил их.
Более того, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что у этого человека есть единомышленники, которые появятся после него. Этому было суждено случиться в эпоху правления праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах), и он воевал против них до тех пор, пока не победил.
Однако сегодня мы ощущаем хариджитские воззрения.
Дорогие братья мусульмане!
Ниже будут приведены отличительные качества хариджитов, дабы предостеречь вас от этой чумы - чрезмерное решение в оценке тех, кто совершает большие грехи, обвиняя их в неверии.
Сунниты не считают совершающих большие грехи неверующими до тех пор, пока они не будут считать их дозволенными. Однако, они считают их верующими, но с несовершенным иманом.
Хариджитам свойственно выступать против правителя мусульман, желая его свержения в том случае, если они увидят в нем отклонения, заблуждение и нечестие, даже, если на самом деле правитель справедлив.
В свое время хариджиты восстали против халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) и убили его. Они восстали и против Али (да будет доволен им Аллах) и смогли убить его. Пытались убить Муавию, но не смогли.
Если взглянуть на их предысторию, то можно считать, что она полна революций, восстаний, переворотов против правителей мусульман как против нечестивых, так и благочестивых.
Появление хариджитов - это самое великое и сильное испытание, которое выпало на долю мусульман. Именно по этой причине приверженцы Корана и Сунны подтверждают обязательность послушания и подчинения правителям мусульман, даже если они не будут справедливыми, согласно текстам шариата, ибо они знают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не обязал терпеть унижения правителей из-за трусости или малодушия, но, однако, из-за понимания того, что за этим кроется великое благо, избегание кровопролития и разрушений, предотвращение раздора и противостояний.
Хариджитам свойственно порочение как правителей, так и ученых Ислама. Даже сподвижники Пророка не уцелели от них. Они не брали у них знания, напротив, избегая сомнительного, выбирали для себя метод, который якобы они напрямую берут из Корана.
Разве Книга Аллаха велит враждебно обвинять мусульманина в неверии?
Разве Книга Аллаха велит проливать кровь невинных?
Разве она велит порочить самых лучших представителей этой Уммы? Разве Коран велит сеять на земле хаос, ужас и тревогу?
Таким образом, сложилась история хариджитов, враждующих с учеными и обзывая их самыми мерзкими прозвищами. Они не брали у них знания, не уважали их и поэтому остались скитаться в своем заблуждении.
Стоит особо отметить, что приверженцы Корана и Сунны подтверждают обязательность уважения ученых, положение которых сам Всевышний Аллах возвысил и обязывает обращаться к ним с вопросами. "Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого". (Сура аль-Анбийа, 7 аят)
"Воистину ученые наследники пророков" – хадис пророка.
До сих пор хариджиты распространяют ложные слухи про ученых.
Великий исламский ученый Ибн Касир сказал про хариджитов: "Если бы усилилось их влияние и укрепились их позиции, они разрушили бы всю землю Шама и Ирака. Не пощадили бы ни ребенка, ни женщину, ни старика, ибо люди, в их представлении, испорчены и исправить их можно только уничтожением».
В достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если я застану их, то буду убивать их, как были убиты Адиты", то есть, до единого.
Приводится в достоверном сборнике ибн Маджа, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Хариджиты - псы людей Ада". Согласно хадису от Абу Зара, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал про них: "Они худшие из всех творений"
Следующая отличительная их черта — это то, что они молодые и безрассудные. Согласно хадису от Али (да будет доволен им Аллах) пророк сказал: "В последние времена появятся молодые и безрассудные люди".
Также хариджитам свойственно самолюбование, самоуверенность, самовлюбленность - это причины их фанатичных суждений и заблуждений.
Они никогда не советуются и не прислушиваются к консультациям своих единомышленников, не говоря уже тех, кто не в их рядах.
Имам- хатыб Юсуф-хазрат Куряев, 13 ноября 2015 г.
В Пензе обсудили вопросы адаптации мигрантов – 18.04.2015
Обвинения в неверии приводят к смуте – 24.11.2014