Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет более почитаемой вещи для Аллаха, чем дуа (молитва)». Поэтому он постоянно обращался к Всевышнему с различными обращениями (мольбами).
С этих слов в минувшую пятницу начал свою хутбу имам Соборной мечети города Пензы Рафик-хазрат Шабанов. Далее он продолжил, что одной из самых постоянных молитв, с которым обращался пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) к Аллаху была: «О, Аллах! Я прошу у Тебя защиты от тревог и печалей, от слабости и лени, от трусости и скупости, от бремени долга и от притеснения людей».
Он попросил у Аллаха защиты от восьми вещей, каждые две из которых сопутствуют друг другу:
- Тревоги и печали – спутники, ибо они представляют собой боль, постигающую сердце. Если она связана с тем, что было в прошлом, то это печаль. А, если она связана с тем, что грядет, то это тревога.
- Слабость и лень – спутники. Если раб Аллаха упускает пользу или отдаляется от нее, то, если причиной тому неспособность, то это слабость, а если причиной является нежелание, то это лень.
- Трусость и скупость – тоже спутники. Благодеяние радует сердце, создает ощущение простора в груди, приносит блага и отвращает беды. А отказ от него, напротив, приносит жалкую жизнь и тесноту и препятствует приходу милостей. Трусость – это отказ от благодеяния посредством тела, а скупость – это отказ от благодеяния посредством имущества.
- Бремя долга и притеснение со стороны людей – тоже спутники, поскольку причиной тягот и притеснения, которые испытывает человек, становится либо он сам, либо кто-то другой. Иными словами, этим воздействием его подвергают либо по праву, либо без права, несправедливо.
Рафик-хазрат упомянул, что есть особый вид печали, постигающий верующего. Это печаль, причиной которой становится напрасная трата времени из-за привычки распыляться, ослабляющей сердце и мешающий пройти путь до конца и усердствовать для преодоления его. Эта привычка относится к величайшим бедам идущего, особенно в начале пути. Описанный выше вид – печаль из-за упущений в деяниях. Этот вид печали – печаль из-за ущербности своей связи с Аллахом и не сосредоточенности сердца своего, и из-за того, что время его тратится напрасно из-за этой не сосредоточенности и занятости сердца не Аллахом.
«Существует и еще более особенный вид печали. Это печаль из-за того, что какая-то часть сердца человека не наполнена любовью к Аллаху, и из-за того, что какая-то часть его тела занята не тем, что угодно Аллаху. Это особенная печаль. Сюда относится печаль из-за всего, что отвлекает человека от Аллаха, будь то мысль, желание или какой-то внешний фактор», - отметил Рафик-хазрат Шабанов.
Печали неизбежны, однако разумный человек не позволяет печалям завладеть им и остановит его. Вместо того, чтобы сосредотачивать свои мысли на ней, он думает о том, как оттолкнуть от себя эту печаль.
Ведь, поистине, когда душу постигает нечто ненавистное, то если это ничтожная душа, то она занимает себя мыслями о постигшем ее вместо того, чтобы думать о том, что могло бы помочь ей оттолкнуть это от себя, и печаль овладевает ею. А великая и достойная душа не думает об этом, а думает о том, что может принести ей пользу, и если она знает, что из ситуации есть выход, то она начинает думать о том, как его найти. Если же ей известно, что выхода нет, то она думает о подчиненности Аллаху в сложившейся ситуации, и это заменяет ей печаль.
Один из обладающих знанием сказал: «Душа особенная не имеет отношения к печали».
Абу аль –Аббас сказал: «Познание Аллаха таково, что свет его рассеивает всякий мрак, и радость от него прогоняет всякую скорбь».
Это прекрасные слова, ибо, поистине, познавший Аллаха любит Его, и иначе и быть не может, а вокруг того, кто любит Его, рассеиваются облака тьмы, а сердце его покидают тревоги, заботы и печали, и оно наполняется радостью. И приходят к нему делегации поздравлений и благих вестей, и с Аллахом он никогда не печалится. Поэтому Всевышний Аллах сказал, упоминая сказанное Его пророком (да благословит его Аллах и приветствует) своему сподвижнику Абу Бакру:
«Не печалься, поистине, Аллах с нами» (сура 9 «Покаяние», аят 40).
Аллах приказал радоваться Его милости, потому что чувство радости делает человека активным и энергичным, заставляет его лучше благодарить Аллаха, прибавляет ему силы, пробуждает в нем стремление приобрести знания и приумножить веру. Такая радость является похвальным поступком и отличается от ликования, вызванного мирскими прелестями и благами.
Пресс-служба
Рафик Шабанов: обвешивание является причиной несчастий и бед – 07.09.2018
Рафик-хазрат Шабанов о суициде с точки зрения ислама – 09.04.2018
«Совершай что угодно, но знай, что ты за это ответишь… – 14.02.2015
Пятничная проповедь: «Разум – акл» – 22.01.2015